Ссылки для упрощенного доступа

День независимости


Вадим Штепа
Вадим Штепа

24 февраля Эстония празднует День независимости. Манифест о появлении новой страны был провозглашен в небывало сложное время 1918 года, когда Первая мировая война еще продолжалась, а германские войска стояли в Балтии. Российская империя уже рухнула, но к власти в Петрограде пришли большевики, неся с собой новую идеологическую диктатуру.

Однако новая Республика сумела отбиться от тех и от других. В 1919 году эстонская армия разгромила войска германского Ландесвера – и с тех пор 23 июня отмечается здесь как День победы. Также Эстония вела Освободительную войну с большевиками и добилась того, что советская Россия в 1920 году ее признала и заключила Тартуский мир.

А день провозглашения Манифеста о независимости 1918 года стал с тех пор главным государственным праздником и втайне отмечался даже в эпоху советской оккупации.

неправильно представлять, будто бы День независимости празднуют лишь этнические эстонцы. На улицах Старого Таллинна часто встречаются и русскоязычные компании, гуляющие с эстонскими флажками

И сегодня в этот февральский день, несмотря на любые причуды погоды, в Таллинне царит праздничное настроение. С восходом солнца на башне "Длинный Герман" торжественно, в присутствии президента, поднимают государственный флаг, затем происходит военный парад, и до позднего вечера в этой меломанской стране звучит самая разнообразная музыка – симфонические и фолковые концерты, технодискотеки... На улицах, как в Новый год, бойко торгуют горячим glögi (глинтвейном). Исторические музеи работают вполцены, а то и вообще бесплатно, с экскурсиями на разных языках.

Кстати, неправильно представлять, будто бы День независимости празднуют лишь этнические эстонцы. На улицах Старого Таллинна часто встречаются и русскоязычные компании, гуляющие с эстонскими флажками. Особенно – молодых людей, которые родились здесь уже в постсоветское время. Кремлевская пропаганда любит раздувать этнические противоречия в Эстонии – но в реальности они, наоборот, смягчаются. Молодые русские чувствуют себя полноправными гражданами Эстонии, и вовсе не горят желанием "возвращаться в Россию", которую они не знают. Благоприятствует интеграции и эстонское законодательство – с 2016 года дети неграждан автоматически получают гражданство.

Да, этот праздник отмечается разными политическими силами по-разному. Например, правоконсервативная партия EKRE ежегодно проводит вечером 24 февраля факельные шествия. Интересно, что в этих шествиях принимает активное участие Тынис Мяги, известный поп-исполнитель советских времен, эволюционировавший впоследствии в пламенного певца эстонской независимости.

Мэру Таллинна Михаилу Кылварту уже не первый год поступают обращения с призывами запретить эти мероприятия, в которых кто-то видит пугающие исторические ассоциации. Однако он регулярно отвечает: у нас демократическая страна, и если участники этих шествий соблюдают общественный порядок, никто не вправе запрещать им праздновать по-своему. Вместе с тем, мэр призывает общественность отметить праздник в другом формате – городские власти организуют в центральном парке Таммсааре чтение "Манифеста ко всем народам Эстонии" (так Манифест о независимости назывался полностью) на разных языках жителей Республики.

Националисты и интернационалисты есть в любой стране. Но гораздо важнее, что исторический День независимости их все же объединяет – несмотря на различные его интерпретации.

На этом фоне интересно задаться вопросом – почему же в России нет такого государственного праздника, который объединял бы граждан разных политических убеждений? День России 12 июня оказался фактически забыт – как ни парадоксально, именно по причине официальной идеологии нынешних российских властей. Сегодня популярны идеи о том, что РФ является прямым продолжением СССР и вообще – миф о "тысячелетней истории России". И в эту картину мира Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая 12 июня 1990 года, никак не вписывается. Ведь тогда российские власти как раз боролись с союзными. А теперь СССР вновь принято считать "нашей родиной", причем преемственность ведется не от перестроечных времен, а от сталинских…

В начале нулевых годов кремлевские политтехнологи придумали "День народного единства", назначив его на 4 ноября. Очевидной целью было заместить и вытеснить дату 7 ноября, которая своим "революционным" пафосом уже противоречила новейшей "консервативной" идеологии Кремля. Но древняя мифическая дата 1612 года, когда, якобы, "поляки были изгнаны из Москвы", не прижилась в общественном сознании – разве что националистические движения стали проводить свои "Русские марши". Кроме того, этой датой власть фактически предлагала народу праздновать восстановление монархии в России – именно в результате событий 1612 года возникла династия Романовых. Однако ирония истории состоит в том, что ополченцы Минина и Пожарского взяли московский Кремль не 4-го, а именно 7 ноября – если переводить на современное летоисчисление.

Обратимся теперь к главной праздничной дате одной из российских республик – Карелии. С ней тоже ситуация весьма ироничная. Официально Днем Республики с 1999 года считается дата 8 июня – когда большевистский ВЦИК в Москве в 1920 году распорядился об учреждении "Карельской трудовой коммуны". (Кстати, некоторые историки указывают, что даже с этой датой власти напутали – соответствующий указ появился не 8, а 7 июня).

Тем не менее, ни о какой самоуправляемой республике при этой "коммуне", конечно, речи не шло – хотя большевики обещали "право на самоопределение" всем народам. И жители Карелии, как и Эстонии, попытались провозгласить независимость еще в 1918 году – но Ухтинская республика была подавлена Красной армией. И до сих пор об этом историческом явлении в Национальном музее Карелии нет никаких упоминаний…

Официозные СМИ сегодня всерьез пишут о "столетии Карелии", отмеривая его от 1920 года, хотя слово "Карелия" встречается еще на средневековых картах. Но если уж говорить о Карелии как Республике, то ее современную историю логичнее было бы вести от даты 9 августа 1990 года, когда Верховный Совет Карельской АССР одним из первых среди российских автономий принял свою Декларацию о государственном суверенитете. Но сегодня эту дату стараются не вспоминать… Хотя привязывать историю Республики Карелия к указам кремлевских большевиков 1920 года столь же абсурдно, как и например, сделать "Днем России" 10 июля – именно в эту дату в 1918 году было утверждено официальное название РСФСР.

Но эти исторические игры нынешней карельской власти объясняются довольно просто – под "100-летний юбилей Карелии" можно выбить и привычно попилить федеральные дотации. А еще более забавно, что празднование даже этого, взятого с потолка, "Дня Республики" вот уже несколько лет календарно переносится. Например, в этом году торжества состоятся не 8 июня, а… 5 сентября. Власти на официальном сайте объясняют это "погодными условиями" и "работами по благоустройству". И тем самым наглядно показывают – насколько ценна для них на самом деле эта "историческая дат".

Возможны ли такие переносы своего исторического праздника в реальной Республике? Например, в Эстонии никому не придет в голову куда-то передвигать празднование 24 февраля из-за "плохой погоды". Да, сегодня идут дожди, а 2 года назад, когда отмечалось 100-летие Манифеста о независимости, я наблюдал парад в Таллинне с открытой журналистской трибуны в лютый мороз. И ничего, все держались героически – даже коллеги из Индии.

Правда, для некоторых граждан праздник начинается еще за день, то есть 23-го. Точнее, две совсем разные исторические даты любопытным образом сливаются воедино. И этнические различия тут вновь не особо заметны – 23 февраля отмечают и многие эстонцы, еще успевшие послужить в советской армии. Но это скорее день воспоминаний, да и в целом – уже давно не идеологический, а гендерный, мужской праздник. А через две недели будет гендерный женский. Эта советская традиция в Эстонии пока сохраняется…

Вадим Штепа – главный редактор журнала Регион.Эксперт

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG