"Мужик бы так не поступил". За что глава района хочет четверых расстрелять

Олонец, Карелия

24 октября глава района горсовета в Олонце (Карелия) Сергей Прокопьев предложил расстрелять четырех человек, которые были недовольны неработающей баней. А заодно назвал жителей города "социальными паразитами". Корреспондент сайта Север.Реалии встретился с теми, кто, по их мнению, попал в ту самую "расстрельную четверку" главы района.

Олонец – старинный карельский город в 130 километрах от Петрозаводска на пути в Санкт-Петербург, он первым встречает гостей Карелии на границе с Ленобластью. Еще в XVII веке во время русско-шведской войны у города было стратегическое назначение: граница со Швецией проходила всего в 40 км от Олонецкого погоста, а местная крепость преграждала путь врагам. Сегодня Олонец – небольшой провинциальный город с населением восемь тысяч человек.

Олонец

"Социальные паразиты"

Главе Олонецкого района Сергею Прокопьеву 49 лет. Он родился в поселке Ильинский недалеко от Олонца. В начале 1990-х работал в сельском хозяйстве, потом два года служил в армии. С 1996 года был в МВД. В администрации Олонецкого района, где все его хвалят, Прокопьев трудится с 2002 года.

Глава района Сергей Прокопьев

Его давний знакомый, начальник управления делами районной администрации Андрей Исаев отзывается о своем начальнике, естественно, положительно.

– Он очень порядочный человек, ответственный и всегда переживает за свое дело. Он всегда достигал своих целей, очень много сделал для района. Это человек, который видит вперед. Он стратег. И защищает свой район, – говорит Исаев. – Город преобразился. До его прихода были проблемы с мусором, со строительством, не только в городе, но и в районе. Проблема с водой решена. Он работает с тем, что есть. Если бы были деньги, мы бы горы свернули.

Была бы лицензия, четверых бы пристрелил, остальные успокоятся

На заседании комитета городского совета в администрации Олонецкого района 24 октября к Прокопьеву обратилась председатель совета ветеранов Маргарита Прохорова. Она сказала, что надо привести в порядок братскую могилу на кладбище. Прокопьев ответил, что в других районах люди организуют территориальное самоуправление, а в Олонце окопались какие-то "социальные паразиты". Следом Прокопьеву сказали о неработающей много лет общественной бане, о неисправной дренажной системе и других проблемах. По словам очевидцев, Прокопьев после бурного обсуждения сказал: "Была бы лицензия, четверых бы пристрелил, остальные успокоятся".

– У кого из нас нет пары человек, которых хотелось бы расстрелять? Вот у меня есть пара таких, и обязательно кажется, что без них тебе точно станет лучше, – рассуждает жительница Олонца, которая направляется в церковь. – А то, что он (глава района. – СР) не извинился, так мы же все такие, чуть что: "Сам такой". Вообще, все относительно, так-то. Смотря с чем сравнивать. Я вот вспоминаю 1990-е, вот там трудно было. А так, меня еще вера спасает.

О том, что местный глава района Сергей Прокопьев то ли в шутку, то ли всерьез хотел для профилактики "расстрелять четверых жителей города", о чем написали многие федеральные СМИ и даже показал Первый канал в программе Ивана Урганта, многие в Олонце даже не слышали. Большинство собеседников сайта Север.Реалии считают, что у них в городе все хорошо. И только разнорабочий по имени Юрий признался, что в Олонце творится "ментовской беспредел", а люди просто запуганы, поэтому ничего и не говорят.

– Менты правят, чтобы народ зашугать, что еще надо? Задавили народ, – считает Юрий. – Я недоволен властью. То, что газ сюда ведут, инфраструктура – это хорошо, правда, по времени это затягивается. Но власть перебарщивает. Это что такое, кричать: "Я тебя расстреляю!"? Прежде чем такое сказать, надо мотивировать. Они же не просто так из головы вылетели, эти слова.

Юрий

Почти через три недели после скандального заявления о "расстреле четырех", 12 ноября, Сергей Прокопьев обратился с иском о защите чести и достоинства в суд.

А глава Карелии Артур Парфенчиков попросил "прекратить нагнетание истерии" и дождаться решения суда.

Первый: "Были, были эти слова"

Депутат Игорь Некин – в прошлом обычный работяга. Трудился в котельной кочегаром, пока в Олонец не провели газ. В 2016 году, когда в Олонце поднялась оплата за теплоэнергию, Некин организовал митинг против высоких тарифов на тепло. Тогда на улицу города вышли почти тысяча человек, каждый восьмой житель Олонца. После митинга против Некина возбудили дело об административном правонарушении по статье 20.2 части 1 КоАП РФ ("Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования"), но суд состава правонарушения не нашел.

Игорь Некин

В сентябре 2017 года Некин самовыдвиженцем пошел в местные депутаты, и люди за него проголосовали, он даже опередил главную "единоросску" города Наталью Канаеву.

После нескольких лет в должности депутата Некин стал иначе смотреть на работу чиновников. Он работает в ТСН "Надежда" и сам каждый день сталкивается с коммунальными проблемами. Говорит, что в сельских поселениях администрации работают хорошо, а городом управляет администрация района, которой приходится помогать еще и поселениям. Обязанности городской администрации взяла на себя районная в целях экономии бюджета.

Ну да, сорвался, я сам иногда думаю: пристрелить бы тебя

– Вы знаете, я теперь вижу, что власть работает, и это интересно. Ну правда. Да, у меня есть заморочки с Сергеем Константиновичем [Прокопьевым]​, но это все рабочие моменты. А по поводу этой ситуации – дурачки какие-то. Извинился бы сразу, и все. Могу сказать, что депутаты его сильно подвели. Ну да, сорвался, я сам иногда думаю: пристрелить бы тебя. Бывает у всех, так? Ну, сорвался мужик, с кем не бывает?

– Но он же глава.

– Это я понимаю. Но как человек, хоть главой ты был, Путин что-нибудь ляпнет, все равно президент, а иногда такое скажет... Все мы люди, человеки. Я даже, чтобы разрядить обстановку, спросил у него: "Сергей Константинович, можно список этих четверых?"

– Я не понимаю, о чем вы говорите.

– Видите, вы уже начинаете, чтобы я полностью все это рассказал. Но я сказал, что не буду до суда рассказывать. Я подтвержу все в суде.

– Вы боитесь чего-то?

– Не боюсь! Завещание написано, все документы собраны.

Сергей Прокопьев – добрый Дедушка Мороз

Некин пообещал "людям из администрации" не говорить о том, что было на заседании комитета до суда. Через несколько часов он вспомнил, что не обещал не разговаривать с журналистами.

– Были, были эти слова сказаны. "Была бы лицензия, четверых бы расстрелял", – заявил он". Вот эти слова я слышал сам и в суде их подтвержу.

Вторая: "Думала, что извинится"

На встрече, которая прошла уже после комитета, часть олонецких депутатов придумывали оправдание словам Прокопьева. Видеозапись с этой встречи, сделанная одним из присутствующих, есть в распоряжении сайта Север.Реалии. Эту же запись показали в эфире передачи "60 минут" – депутаты сказали о том, что "расстрел – это шутка".

На следующий день после эфира Сергей Прокопьев обратился в суд – потребовал возбудить дело о клевете в отношении депутата горсовета от "Единой России" Нины Щербаковой. Именно она рассказала о фразе Прокопьева местным и федеральным журналистам.

Они были сказаны не буквально, но это хамство

Нина Щербакова подтвердила: слова о "социальных паразитах" и "расстреле четверых" были сказаны, и понятно, что они были сказаны не буквально, но, по мнению депутата, – это хамство. Щербакова думала, что Прокопьев извинится на ближайшей сессии, но этого не произошло. Тогда она направила обращение главе республики Артуру Парфенчикову в социальной сети "ВКонтакте".

После обращения Прокопьева в суд некоторые олонецкие депутаты перестали давать комментарии СМИ. В том числе и сама Щербакова: она пообещала, что подтвердит свои слова только в суде, – опасается, что Прокопьев отслеживает все новые публикации, и не хочет давать ему новый повод для судебного разбирательства.

Олонец, Карелия

Третья: "Он не мужик"

Крепкая 60-летняя женщина с громким голосом Татьяна Антонова давно и не раз жаловалась Прокопьеву на проблемы района. Список жалоб довольно большой: неработающая баня, большое количество алкогольных магазинов, пивных, плохие дороги, проблемы с мостами в Олонце, со светом в деревне Сяндеба и многое другое. У Антоновой накопилась большая стопка запросов и ответов на эти жалобы. В 2015 году Антонова заявила, что во время ее визита к начальнику юротдела администрации ее ударил муж чиновницы, которая якобы затягивала решение земельного вопроса Антоновой.

Татьяна Антонова

Родилась она в Саратовской области, воспитывалась в детдоме. Была пионервожатой и комсоргом. Приехала в Карелию к будущему супругу, мастеру спорта по акробатике. Жила в деревне Сяндеба, работала почтальоном, потом строителем и бригадиром. На пенсии открыла музей воинской славы в Олонце – ей выделили небольшое помещение.

– У меня на руках "батя" умер, мужа отец, дважды герой. Я ему сказала: "Чтобы вашу память не забывать, я открою музей и в честь вас назову в память о ветеранах", – вспоминает Антонова.

Помещение музея забрали "за критику местной власти"

У Татьяны большая коллекция старинных фарфоровых статуэток, ветеранских орденов и других артефактов времен Великой Отечественной войны. Из красного пакета с надписью "КПРФ" она достает экспонаты из музея и раскладывает на полу – частное помещение, в котором был музей, у нее забрали в 2018 году, по ее мнению, из-за того, что она критиковала местную власть. Новое помещение ей не дают – администрация предложила только старый гараж, который оказался непригодным.

Татьяна часто посещает заседания горсовета, однако на том самом, где Сергей Прокопьев говорил о "расстреле четверых", ее не было – Антонова в этот момент была в Москве, подавала жалобу президенту.

– Я сказала, что Сергей Константинович использует свои личные амбиции вместо того, чтобы открыть музей, – пояснила Антонова.

Она узнала о словах Прокопьева 24 октября и направила жалобы главе Карелии Артуру Парфенчикову, в районную, карельскую и генеральную прокуратуру из-за высказывания главы района.

Депутатский корпус, который пошел за него, надо распустить из-за недоверия к депутатам

– Ну чего ты как не мужик поступаешь? Мужик бы так не поступил. Он не мужик. Нашкодничал, как блудный кот, а теперь всех уговаривает идти за него. Сказал бы: "Извините, у меня вырвалось", – а он стал что-то доказывать, – возмущается Антонова. – Пиши заявление, беги! Народ ведь теперь не позволит. И депутатский корпус, который пошел за него, надо распустить из-за недоверия к депутатам.

Четвертая: "Не позволю, чтобы меня не уважали"

У Татьяны Андреевой двухэтажный дом в деревне Рыпушкалицы в пяти минутах езды от Олонца. На веранде висит красный вымпел с изображением Ленина – когда-то Андреева занималась спортом. В прихожей стоит старый холодильник – в этом году у него был юбилей, холодильнику исполнилось 40 лет. В доме у Татьяны до сих пор печное отопление.

Много лет Андреева работала директором совхоза Рыпушкальский, пока ее не уволили в 2001 году. С тех пор жила с мамой, пыталась открыть свое фермерское хозяйство, но не смогла получить в аренду землю – через несколько лет хозяйство пришлось ликвидировать.

Татьяна Андреева

– Я все прошла и никогда не позволю, чтобы меня не уважали, – говорит Андреева. – Паразит? Какой я социальный паразит? Мне надо хотя бы уважение. Дорогу мне почистите, чтобы я выехала. И скосите сорняки – у меня астма. Если нет денег в бюджете – возьмите свои деньги и скосите! А то скоро собак и кошек в Олонце будет больше, и проблемы их будут решать быстрее.

Андреева несколько месяцев добивается, чтобы районная администрации привела в порядок могилу ее мамы, ветерана Великой Отечественной, и начала вывозить мусор с кладбища – мама Татьяны Андреевой умерла несколько лет назад.

Андреева считает, что в администрации "давно идет перекос" – некоторые находятся не на своих местах и чересчур много бывших работников органов внутренних дел. За свое высказывание, считает она, Прокопьев должен извиниться, а глава Карелии Артур Парфенчиков должен созвать жителей Олонца и спросить у них: хотят ли люди видеть Сергея Прокопьева главой района в будущем?

Ты пришел работать с гражданским населением. С гражданским!

– Он седьмой год во власти. Трудно через себя переступить, что ли, извиниться? Уже гордыня до такой степени? Или если Олонцу в этом году 370 лет, 363 года он стоял до Прокопьева, не рухнул, Прокопьев семь лет рулит – сейчас Прокопьев уйдет и на 371-м году Олонца не станет? Людей-то не смешите! – говорит Татьяна Андреева. – Администрация превратилась в РОВД 2 по составу кадров! Я понимаю, что ты провел все время в стенах, так сказать, но ты пришел работать с гражданским населением. С гражданским!

Олонец, Карелия

***

Ваш браузер не поддерживает HTML5

В Карелии чиновник предложил расстреливать граждан, которые жалуются на проблемы

Главы района Сергея Прокопьева на рабочем месте не оказалось. В день приезда корреспондента сайта Север.Реалии он был в командировке. По словам местных журналистов, застать Прокопьева на месте для разговора с прессой можно нечасто. От комментариев по телефону глава отказался.