Уличные музыканты Петербурга уже второй месяц подвергаются гонениям: с сентября 2020 года полиция задержала более сотни артистов, несколько десятков из них лишились своих музыкальных инструментов. На них составляют протоколы по статьям "Самоуправство" и "Самовольное занятие земельного участка", а в городском парламенте разрабатывают законопроект, который будет регулировать выступления на улицах города. В ответ на это артисты организовали Профсоюз уличных музыкантов, чтобы отстаивать свое право на самовыражение. Корреспондент Север.Реалии разбирался, кому мешают уличные выступления.
Скрипачка Евгения Черных этой осенью общалась с сотрудниками полиции уже дважды: 5 сентября ее игру на Большой Морской улице посчитали нарушением по статье "Самоуправство", а через четыре дня за повторную игру ее увезли в полицейский участок, где забрали скрипку и выписали протокол за "Самовольное занятие земельного участка".
– Адвокаты говорят, что музыкальный инструмент не имели права изымать. Мы везде жаловались. Вот получила письмо от прокуратуры, что моя жалоба передана главному полицейскому Центрального района, и все. Пока что даже даты судов нет, ничего неизвестно, – рассказывает Евгения.
На улице всегда останавливаются люди, которые реально прямо хотят послушать
Евгения Черных приехала в Петербург из Клайпеды шесть лет назад, поступила в Северо-Западный государственный медицинский университет имени Мечникова. На скрипке она играет 11 лет, в детстве окончила музыкальную школу в родном городе. Музыка пригодилась ей в вузе: Черных стала победителем студенческой премии и получила гран-при в творческом конкурсе. В Петербурге, говорит Евгения, скрипка ей помогала заработать дополнительные деньги: она играла в ресторанах, выходила на улицы города.
– В барах и ресторанах люди, как правило в первую очередь приходят поесть, выпить, пообщаться. Музыка для них сопутствующий атрибут. Естественно, благодарная публика оставляет чаевые и дарит внимание, но на улице всегда останавливаются люди, которые реально хотят послушать. А когда еще и собирается много людей, ты играешь и думаешь: "Вау", – рассказывает она.
За пять лет уличных выступлений в Петербурге было разное: и недовольные жильцы, и жалующаяся администрация торгового центра, и полиция, но всегда удавалось найти общий язык и решение, которое устраивало всех. Но в этот раз сотрудники полиции были непреклонны. Как рассказала Евгения и другие уличные музыканты, которых задерживали этой осенью, в неформальных беседах полицейские объясняли такой интерес приказом начальства, а при задержании патрульные вписывали данные музыкантов в заранее распечатанные бланки рапортов. Эту информацию в УМВД Петербурга корреспонденту Север.Реалии комментировать отказались.
Из-за прошедших массовых задержаний в сентябре и октябре, уличные артисты стали реже выходить на улицы: кто-то боится потерять инструмент, кто-то уже остался без них, выступать решаются единицы.
Обидно, что город к нам так отнесся. Мы старались быть его изюминкой
– Мы регулярно получаем сообщения о незаконных задержаниях, минимум раз в неделю кто-нибудь пишет мне, – рассказывает корреспонденту Север.Реалии участник группы "Дешевые драмы" Глеб Васильев, у которого в сентябре сотрудники полиции забрали все оборудование. Музыка для него – это способ самовыражения, который он считал "визитной карточкой" Петербурга. – Обидно, что город к нам так отнесся. Мы старались быть его изюминкой и одной из его достопримечательностей, держать планку. И думаю нам этого удавалось – ни про один город России не говорят так, как про Петербург. Уличная музыка в Петербурге – это искусство, свободное от рекламы, а значит, независимое и честное. Искусство, которое годами регулировало себя изнутри и оставалось визитной карточкой города без законопроектов людей, которые не имеют отношения ни к улице, ни к искусству. Прежде мы уважали работу полицейских, а они наше ремесло. Мы не играли после 22 часов и если в городе был какой-то форум. Если мимо места нашей игры проезжал кто-то из "начальства", они подъезжали и просили на сегодня свернуться, а завтра мы могли спокойно выступать. Музыканты не создавали проблем, и их никто не трогал, всё просто. Более того, наш коллектив прекратил играть, призвав слушателей оставаться дома за неделю до того, как власти ввели карантин.
– Чувствуешь, что даришь людям частичку себя и заполняешь в их душе какой-то пробел, который хочешь или не хочешь, но появляется в сером Питере. Стоит уважать публику, и поэтому мы постоянно учим новые песни на разных языках, стараемся делать качественный звук, – говорит Андрей Приветов из группы "Мокрый Виноград".
Противники музыкантов
– Я шла к метро, но решила остановиться, потому что гитара звучала так тепло и приятно, что захотелось хоть немного послушать. Почувствовала себя как в кино. Конечно, музыканты нужны, не могу себе представить Петербург без них. Это как Венеция без гондольеров. Наверное, кому-то они могут не нравится, но лично мне кажется, что музыка лучше, чем просто шум машин, – считает Валерия Полякова, живущая в Центральном районе Петербурга.
Ее мнение разделяют далеко не все жители Центрального района города, где чаще всего проходят выступления уличных музыкантов. Группа активных горожан давно борется против уличных артистов в конкретных местах – на Малой Конюшенной, Малой Садовой, улице Рубинштейна. По их мнению, нужен закон, который защитит от неудобства местных жителей.
Как рассказала Наталья, жительница дома на Малой Конюшенной, последние пять лет она регулярно обращалась в полицию и писала жалобы в администрацию на громкую музыку из усилителей уличных групп, но эффективными ее обращения стали только в сентябре 2020 года: до этого полиция приезжала неохотно, а от чиновников приходили отписки, что они не имеют права ограничивать свободу творчества.
Нужен закон, который защитит от неудобства местных жителей
– Ничего не имею против уличных музыкантов, но только не когда они день за днем выступают у меня под окнами с усилителями, с одним и тем же репертуаром, еще и заезженным. Нужен закон, который защитит от неудобства местных жителей, – поясняет Наталья.
"Экстремистские песни"
В существующем законодательстве Петербурга пение, музыкальное оборудование и игра на инструментах непосредственно упоминаются дважды – в "Законе о тишине", а также в ст. 40 о "Нарушении правил пользования Петербургским метрополитеном" закона Санкт-Петербурга "Об административных правонарушениях". В первом случае запрещается играть и петь после 22 часов, а во втором – делать то же самое в метро.
Осенью 2020 года полицейские фактически приравняли уличные выступления к "культурно-массовым мероприятиям". В протоколах задержаний, опубликованных интернет-изданием Фонтанка.ру, правоохранители ссылаются на нарушение приказа губернатора, согласно которому такие мероприятия нужно согласовывать с властями не меньше чем за 15 дней, указав его цель, форму, сценарий и регламент. Если число участников меньше 500 человек, то с районной администрацией, а если больше, то с комитетом по культуре. Однако, такие правила для культурно-массовых мероприятий были установлены почти 20 лет назад, раньше на уличных музыкантов они не распространялись.
– Выступление уличных музыкантов чисто теоретически можно классифицировать как некое массовое мероприятие. Фактически ни 5, ни 10 лет назад не было правовых оснований для выступлений на улицах, все зависело от подхода конкретного полицейского, чиновника, – прокомментировал петербургского парламента от фракции "Единая России" Денис Четырбок.
Именно Четырбок решил урегулировать деятельность уличных музыкантов в Петербурге: еще в марте 2020 года депутат внес законопроект об уличных артистах. Согласно тексту законопроекта, выступать музыканты смогут в специально отведенных местах, которые выберет правительство, причем находиться они должны рядом с учреждениями культуры. Также необходимо будет согласовать время и место с местными властями, а основание для отказа исполнительная власть будет определять самостоятельно. По мнению Четырбока, такой причиной может быть "опыт выступления артиста пьяным или экстремистские песни в репертуаре". Из-за пандемии коронавируса рассмотрение законопроекта перенесли на осень, а 16 сентября инициативу депутата приняли в первом чтении.
В беседе с корреспондентом Север.Реалии депутат заявил, что основная задача законопроекта – легализовать музыкантов, а не взять их под контроль.
– Тут вопрос терминологии: согласование, уведомление. Мы во втором чтении детально пропишем порядок этого уведомления, и по смыслу наполнения мы больше склоняемся именно к уведомлению, чтобы ни у кого не вызывало страх такое слово, как согласование, и связанная с ним процедура, – поясняет Четырбок.
По его словам, в состав рабочей группы, которая доработает законопроект, уже привлечены как сами музыканты, так и местные жители, и петербургские власти постараются максимально учесть московский опыт решения вопроса с уличными музыкантами, где существуют специально отведенные места для выступлений, а время бронируется через портал мэрии.
Все уже есть
Сами уличные артисты по-разному относятся к своей легализации. Одни уверены, что уже давно легализованы через существующие законы, другие без ярко выраженного отторжения относятся к созданию местного закона, но осуждают массовые задержания артистов.
– Всë необходимое законодательство уже есть. Все задержания и запреты незаконны, ибо противоречат основному закону и действующим нормам. В Конституции – свобода творчества и самовыражения. Плюс свобода перемещения, если я куда-то иду или где-то стою с гитарой – за это вроде как нельзя задерживать. Хотя задерживают. Громкость оборудования ограничена нормами Госкомсанэпиднадзора РФ, – считает Ярослав Вейос, исполняющий рок-н-ролл на улицах Петербурга в составе группы ВИА "ЛенТвист".
Все задержания и запреты незаконны, ибо противоречат основному закону и действующим нормам
По мнению уличных музыкантов, они сами способны договариваться о правилах, месте и времени выступлений. В Петербурге давно существует неформальная гильдия, взаимодействующая с Российским творческим союзом работников культуры, которая фактически является самоорганизованным сообществом музыкантов. В нем они сами договариваются о том, где и когда выступают, а где лучше вообще не играть.
Однако в конце сентября в ответ на полицейскую кампанию против них уличные музыканты Петербург организовали официальный Профсоюз работников уличной культуры. Они уверены, что активность полиции была связана с законопроектом депутат Четырбока.
Гражданам не будут давать разрешения на мирные собрания под предлогом "у нас там стоит музыкант
– Незаконные задержания были для того, чтобы выставить инициативу Четырбока в позитивном ключе, как "спасительную", а самого его "спасителем", соответственно. Ведь зачем "помогать" музыкантам, если помощи не требовалось? А так, парочка задержаний, и добрый доктор Четырбок спешит на помощь. Он просто создаст бумажку, по которой любого артиста, не согласовавшего выступление, будут привлекать к ответственности, если он окажется неугоден. А гражданам не будут давать разрешения на мирные собрания и как предлог будет: "У нас там стоит санкционированный уличный музыкант", – рассказал один из артистов.
По мнению депутата фракции "Яблоко" в парламенте Петербурга Бориса Вишневского, в законопроекте Четырбока есть здравая мысль. А именно необходимость выделить специальные места для исполнения песен и стихов подальше от жилых домов, а также определение предельной границы уровня шума и ограничения работы таких площадок по времени. Но для чего нужно согласовывать репертуар и сам факт выступления, он не понимает.