"Грубая и неприкрытая цензура". Как закрыли "Артдокфест" в Петербурге

В Петербурге сорван международный фестиваль документального кино "Артдокфест" – ведущий конкурс кинодокументалистики на русском языке. Залы Дома кино, где прошло открытие фестиваля, опечатаны, вторая его площадка – "Лендок" – отказалась от показов, опасаясь той же участи. Корреспондент Север.Реалии разбиралась, кому помешало документальное кино.

"Артдокфест" должен был пройти в Петербурге в седьмой раз. Организатор фестиваля – дирекция Национальной премии в области неигрового кино "Лавровая ветвь", возглавляет фестиваль режиссер Виталий Манский. "Артдокфест" открылся 3 апреля в Доме кино фильмом "Расторгуев" Евгении Останиной о режиссере Александре Расторгуеве, его убили в Центральноафриканской Республике (ЦАР), где он снимал фильм-расследование о деятельности "группы Вагнера", которую связывают с именем близкого к Кремлю бизнесмена Евгения Пригожина. Зрители заметили полицейскую машину около Дома кино еще до начала фестиваля, но фильм "Расторгуев" им все-таки дали досмотреть, а вот во время его обсуждения с режиссёром и вдовой документалиста Евгенией Останиной в зал вошли три сотрудницы Роспотребнадзора в сопровождении группы полицейских. Они несколько раз сфотографировали зал, а когда зрители вышли, опечатали оба зала, в которых были запланированы показы фестиваля.

Сотрудницы Роспотребнадзора опечатывают зал в Доме кино

У "Артдокфеста" была еще одна площадка – открытая киностудия "Лендок". 3 апреля на ее странице в фейсбуке можно было прочесть: "Среда. Жыве Беларусь!" – специальный блок "Артдокфеста", где собраны фильмы о недавнем прошлом страны, создавшей ту Беларусь, о находчивости и неустрашимости которой весь мир узнал в 2020-м". Далее сообщалось, что вечером 6 апреля на "Лендоке" будут представлены ленты "Сестры Окрестина" Коли Куприча о сотрудницах Белорусского свободного театра и "В одиночку" Николая Халезина, Натальи Коляды и Эндрю Смита о солисте рок-группы Boombox Андрее Хлывнюке. Еще утром 4 апреля киностудия "Лендок" приглашала зрителей на показы, но уже ближе к вечеру организаторам "Артдокфеста" сказали, что эти показы не состоятся. "В связи с проверкой киноцентра Дома кино и последовавшим за ней закрытием нескольких залов, а также проверками на "Лендоке", мы приняли решение об отмене показов программы "Артдокфеста" – во избежание провокаций и закрытия нашего культурного центра. Приносим искренние извинения зрителям", – такая запись появилась на официальной странице.

По словам пресс-секретаря "Артдокфеста" Ольги Комок, сейчас уже с уверенностью можно сказать, что фестиваль сорван, но его организаторы до сих пор не представляют, что могло стать причиной его срыва.

Полицейские пришли на "Артдокфест"

– Капитан полиции, прибывший в Дом кино, сказал нам лично под запись, что заявление на нас написал Тимур Булатов (известный борец с ЛГБТ, регулярно срывающий протестные акции и добивающийся увольнения людей по признаку нетрадиционной сексуальной ориентации. – СР). Более того, на следующий день этот Булатов позвонил на фестивальный телефон с угрозой. Он представился и спросил, достаточно ли нам весело, и обещал, что скоро будет еще веселее.

– "Артдокфест" должен был продлиться до 10 апреля, собираетесь ли подыскать для него другие площадки?

Роспотребнадзор ходит за нами по пятам

– Рассудив здраво, мы поняли, что никакие поиски новой площадки ни вечером в воскресенье, ни утром в понедельник не приведут ни к малейшему успеху. Роспотребнадзор ходит за нами по пятам. Они же вместе с полицией в воскресенье приходили в "Лендок", проверить – а правда ли он отменил показы? А точно ли кинозал закрыт? Их совершенно не волновало количество людей в кафе перед кинозалом, их интересовало, почему мы тут находимся, и их совершенно устроили наши объяснения, что мы разворачиваем обратно зрителей, потому что "Лендок" самостоятельно отменил все наши показы. Тем не менее они еще долго пытались брать у нас объяснения. Прибыли они по какому-то заявлению, но нам его не показали. Теперь мы будем выяснять, чье это заявление, на каком основании "Лендок" расторгает с нами договор в одностороннем порядке. Понятно, что с Домом кино у нас другие отношения – там залы были опечатаны, и в этом нет их вины. Теперь должен быть составлен акт, с которым юристы Дома кино пойдут в Роспотребнадзор, а затем в суд – эта стандартная процедура займет немалое время, и пока она идет, показов в опечатанных залах не будет, билеты придется вернуть зрителям.

Есть ли у вас хотя бы догадки, кто и почему закрыл фестиваль?

– Нет. Мы строим версии – может, кого-то не устраивает фигура Манского, может, не понравилось, что мы показываем фильм о Расторгуеве. Мы не верим в личные организаторские таланты Тимура Булатова, который бы так возбудил несколько территориальных отделов полиции и городской Роспотребнадзор, чтобы они все время к нам приходили.

– Не приходит ли на ум имя Пригожина, ведь выходец из его структур не так давно возглавил телеканал "Санкт-Петербург"?

Переход на любую другую площадку сейчас будет для нас нарушением аккредитации Минкульта

– Этот канал за два дня до начала фестиваля отозвал у нас свое же информационное партнерство, попросил стереть, откуда возможно, их логотипы. Все это версии – мы можем только гадать, кому "Артдокфест" помешал в Петербурге, хотя в Москве он идет благополучно. И ведь в этом году мы были абсолютно в себе уверены – мы получили аккредитацию Министерства культуры. На нас же теперь распространяются правила кинофестивалей: что они могут проводиться на таких-то площадках, там могут идти такие-то фильмы – с прокатным удостоверением, без прокатного удостоверения, в такие-то даты. Все эти документы были заблаговременно поданы в Минкульт, и даже перенос фестиваля с декабря на апрель был Минкультом согласован. Они видели всю нашу программу, и в Петербурге, и в Москве, с датами и площадками. Именно поэтому переход на любую другую площадку сейчас будет для нас нарушением аккредитации Минкульта.

Вы считаете, что срыв фестиваля – это чисто петербургская история?

– Скажу очень обтекаемо: не обязательно. Все началось в 2014 году с дикой атаки Мединского (на тот момент он был министром культуры. – СР) лично на Виталия Манского в связи с его оценкой украинских событий. Тогда Мединский заявил, что ни копейки государственных денег "Лавровая ветвь" больше не получит. Но в 2014, 2015 годах, когда все было накалено вокруг "Артдокфеста", он проходил сравнительно благополучно. Да, мы пользовались повышенным вниманием правоохранительных органов, но показы ни разу не были сорваны, даже когда у нас шли острейшие фильмы, посвященные ЛГБТ или событиям на востоке Украины. А в этом году у нас самая мягкая программа, нет ничего остро политического, ничего, посвященного меньшинствам, но мы получаем полный железный занавес.

Фильм Виталия Манского "Горбачев. Рай" зрители теперь еще долго не увидят – он живет фестивальной жизнью, а это значит, что его еще долго не будет в интернете. "Нескучный сад" Виктора Гинзбурга из параллельной неконкурсной программы был снят в 1993 году и восстановлен специально для фестиваля. Всего в Петербурге предполагалось показать 36 фильмов, из которых зрители увидели только один. Ольга Комок предполагает, что, если даже найдется площадка, которая пустит к себе опальный фестиваль, ее тут же закроют, и вряд ли “Артдокфест” может себе позволить кого-то так сильно подставлять: тут проблема уже переходит в этическую плоскость.

В петербургской программе практически не было политики, это в основном арт-кино

– Факт остается фактом: фестиваль душат, выжимают в интернет, туда, где он не может существовать, – считает куратор "Артдокфеста" в Петербурге Тамара Ларина. – Но если бы это была системная история, когда нас стремятся уничтожить, то нас закрыли бы и в Москве – и вот тут мы недоумеваем. Ни у меня, ни у Виталия Манского нет версии – да, может, это нам прилетело со стороны Пригожина, может, еще откуда-то. Тимуром Булатовым, конечно, кто-то управляет, но кто – мы не знаем. Но я предполагаю, что все идет с федерального уровня. Слишком уж пристально за нами ходили по пятам, и если бы "Лендок" для нас не закрылся, люди в погонах его сами бы закрыли. Конечно, "Лендок" мог бы, как Дом кино, стоять до последнего, но они побоялись за свою дальнейшую работу, что их могут оштрафовать. Чисто по-человечески я их понять могу, а по-партнерски это было трусливо. И плохо, что юридически нас сталкивают лбами, мы теперь должны разбираться, кто виноват в срыве фестиваля – площадка, которая не была готова по санитарным нормам, или фестиваль, который несет какие-то не традиционные для этого государства ценности. Я не могу представить, что фильм "Расторгуев" содержит некую ЛГБТ-пропаганду, но ведь пришли именно на этот фильм. В петербургской программе была только одна лента про чеченского гея, эмигрировавшего в Бельгию, но там нет никаких сцен, вообще ничего. В петербургской программе практически не было политики, это в основном арт-кино.

А что вам говорили сотрудницы Роспотребнадзора и полицейские?

– Они несколько раз повторили, что должны отработать заявку о том, что здесь есть нарушение санитарных норм, ЛГБТ-пропаганда и что в зале находятся несовершеннолетние. Когда они убедились, что все в масках, несовершеннолетних нет и ЛГБТ-пропаганды тоже нет, тогда они стали придираться к площадке: где-то была не протерта поверхность, где-то в туалете не висел дозатор с антисептиком. И они опечатали именно те два зала, где начались показы. Хотя там есть еще три зала и кафе, чьи посетители тоже пользуются этим туалетом – так что это была не случайная проверка, а исполнение команды "фас". Придя в "Лендок", они сказали, что пришли просто нас предупредить, что, по поступившему заявлению, у нас могут быть нарушения. Но, даже узнав, что площадка закрылась, они еще два часа нас мучили, хотели объяснений.

Продюсер фильма "Расторгуев" Евгений Гиндилис приехал вместе с вдовой Расторгуева, режиссером Евгенией Останиной на открытие фестиваля, который начинался с этого фильма.

– Мы очень коротко представили фильм в самом начале, почтили минутой молчания память Александра Расторгуева, потом я на минуту вышел в холл и увидел довольно большую группу полицейских, которые показывали в телефонах какие-то документы, на основании которых им надо проверить, нет ли в фильме ЛГБТ-пропаганды, нет ли в зале несовершеннолетних, – рассказывает Гиндилис. – С ними были женщины из Роспотребнадзора, сказавшие, что им надо проверить, нет ли санитарно-эпидемиологических нарушений. Они собирались зайти в зал, зажечь свет, начать проверять паспорта и сорвать показ. Этого не случилось благодаря мужеству организаторов и тому, что мы им сказали, что это не вяжется с имиджем Петербурга как культурной столицы России, и что это будет надругательством над памятью Александра Расторгуева и над зрителями. Тогда полицейские и эти женщины ушли куда-то звонить – не хотели сами принимать решение и попросили подкрепления. А когда оно прибыло, показ уже кончился, и мы с кинокритиком Машей Кувшиновой провели короткое обсуждение – тут-то они и зашли и стали фотографировать, а когда последние зрители вышли из зала, сказали, что фестиваль здесь проходить не может. Объяснять они ничего не стали, сказали – если есть вопросы, приходите в суд.

Это акт государственной цензуры под прикрытием полиции и Роспотребнадзора

Мы становимся свидетелями того, как грубая и неприкрытая цензура не дает людям, никак не нарушающим закон, смотреть те фильмы, которые они хотят смотреть. Это акт государственной цензуры под прикрытием полиции и Роспотребнадзора – это незаконно, антиконституционно, и это происходит при полном попустительстве тех людей, которые должны были бы это пресечь.

Теперь организаторам "Артдокфеста" предстоит выяснить, на каком основании могут быть расторгнуты договоры между фестивалем и принимавшими его площадками. А Дому кино и "Лендоку" предстоит вернуть деньги зрителям. На некоторые фильмы "Артдокфеста" были проданы все билеты. "Тем временем в Москве мы работаем в полном объеме. Умом Россию не понять", – написал на своей странице в фейсбуке Виталий Манский.