Если Остап Бендер знал 400 способов отъема денег у населения, то нынешнее руководство Российской Федерации знает значительно больше. Но в минувшем десятилетии власти украли у нас, кроме прочего, еще и последние свободы.
Как у нас украли свободу слова
За последние десять лет были добиты почти последние независимые от государства СМИ. Началось все, конечно, гораздо раньше. Еще в начале этого века, властями была совершена успешная атака на владельцев федеральных негосударственных медиа, у которых под видом "спора хозяйствующих субъектов" отжали бизнес, а аудиторию таким образом лишили возможности получать иную не подцензурную властям информацию.
В минувшее же десятилетие эта "гребаная цепь" дошла и до регионов. Примеров тому – множество. В моей родной Карелии, например, разгромили медийный бизнес Василия Попова, хозяина издательского дома "Карельская Губерния". Попов попросил политического убежища в Финляндии, часть его команды ходит под уголовными делами.
Затем сенатора Карелии Девлетхана Алиханова, владельца популярного аналитического ресурса "Столица на Онего" обвинили в нескольких экономических преступлениях, посадили на несколько лет, выпустили, а затем арестовали снова в течение недели. В итоге "Столица" была продана крупному владельцу строительной и рыбной фирмы. Популярное некогда медиа теперь играет по правилам, имеет "стоп-лист" из нескольких фамилий, которые нельзя критиковать никак и никогда.
Но зато в Карелию в эти годы пришло независимое издание "7Х7", появились свободные телеграм-каналы и молодежные СМИ. Медийных ресурсов у независимых от властей журналистов стало меньше, но голос их звучит все громче. Этому поколению очень трудно объяснить, как это – запретить высказываться. И на них у меня вся надежда.
Как у нас украли выборы
Федеральные выборы были превращены в их имитацию, собственно, уже в начале этого века операцией "Преемник". Но свободные местные выборы еще некоторое время сохранялись. Однако, сначала еще в прошлом десятилетии отменили выборы губернаторов. Затем уже в этом путем нехитрых манипуляций сделали невозможными свободные и прямые выборы мэров.
И на этом фоне в 2013 году в Карелии вдруг случилось петрозаводское чудо: власти сняли с мэрских выборов Эмилию Слабунову (ныне руководителя партии "Яблоко") за две недели до голосования. И тогда штаб Попова (того самого, что нынче в финских бегах), принял решение о рокировке местно Слабуновой заняла никому до того неизвестная Галина Ширшина. По Петрозаводску были расклеены и развешены баннеры с текстом от Эмилии: "Меня сняли с выборов, Галина Ширшина продолжит мое дело".
Удивительно в этом примере еще и то, как Николай Левин, тогдашний мэр и член партии власти расслабился даже заказал и оплатил победный банкет. Ширшина, победив на выборах с огромным разрывом, отменила не только этот банкет, но и золотые парашюты для чиновников.
Кстати, Николай Левин прославился на всю страну не тем, что проиграл Ширшиной, а своей цитатой про то, что выход мужчин на пенсию в 60 лет – это нормально. Сказал это, будучи главой Пенсионного фонда Карелии. Сказал в свои 59 лет и вскоре, увы, умер. Не дожив до пенсии.
А Галина Ширшина, возглавлявшая город два года, была одним из самых открытых мэров, она стойко отбивала все заказные кампании травли. Компромат к ней не прилипал. И федеральным властям пришлось проявить много усилий, чтобы таки снять ее с мэрской должности. Но, все-таки, Петрозаводск тогда показал пример непослушания и свободных выборов. И это внушает некоторую надежду.
...А еще, вопреки всему, надежду сегодня внушают любые общественные инициативы. В регионах их несмотря ни на что много. Люди своими силами восстанавливают памятники архитектуры, устраивают фестивали, помогают больным и бомжам, ищут пропавших детей. Горизонтальные связи спасают в эпоху вертикали власти. И хочется верить, что в наступающем десятилетии вот это человеческое тепло победит чиновничье равнодушие и безумие государственной машины.
Наталья Севец-Ермолина – журналист
Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции