Ссылки для упрощенного доступа

Премьерное поведение


Вадим Штепа
Вадим Штепа

Возвращение Алексея Навального в Россию обернулось позорным онлайн спектаклем с разворотом самолета от Внуково, где его ждали сторонники, в Шереметьево, где его приняли и задержали силовики. "Если бы хотели, уж довели бы до конца", "кому он нужен" и прочие известные высказывания нашего гаранта Конституции о том, кого он никогда не называет по имени, теперь звучат особенно постыдно.

А между тем, в бывшей советской республике Эстонии 13 января премьер-министр (а в парламентской республике это фактически главное должностное лицо) Юри Ратас подал в отставку. А вместе с ним уходит и все правительство.

Причиной послужили обвинения в коррупции, выдвинутые прокуратурой против ряда высокопоставленных членов Центристской партии, которую возглавляет Ратас. Они пообещали выделить крупный государственный кредит одной бизнес-структуре в обмен на ее "спонсорскую" поддержку этих деятелей на предстоящих местных выборах. При этом следствие подчеркнуло, что лично к премьеру вопросов у него нет, он к этой сделке был никак не причастен.

Тем не менее, фактически, он "взял грехи однопартийцев на себя" и ушел в отставку с премьерского поста, который занимал 4 года. Для многих это выглядело довольно неожиданным, поскольку Ратаса часто упрекали в желании удержаться у власти любой ценой.

Напомню, что специфика политической системы Эстонии состоит в том, что здесь каждое правительство формируется как многопартийная коалиция. Парламентские выборы 2019 года выборы выиграла проевропейская Партия реформ, однако реформисты, видимо, были столь настойчивы в своем лидерстве, что им так и не удалось выстроить коалицию с другими партиями. Тогда инициативу взяла в свои руки занявшая второе место Центристская партия, предложившая строить новую правительственную коалицию с правоцентристским "Отечеством" (Isamaa) и праворадикальной Консервативной народной партией (EKRE). И в сумме у них вполне хватило голосов, чтобы превзойти победивших реформистов.

В итоге возник довольно странный политический мезальянс, вызвавший резкую критику во многих кругах эстонского общества. В одном правительстве оказались центристы, выступающие, в частности, за продолжение существования русских школ, и их идейные противники из EKRE. Хотя при этом эстонские национал-консерваторы с их антиевропейскими, антимигрантскими и гомофобскими настроениями парадоксальным образом устраивали и часть русских избирателей. И всю эту сборную солянку возглавлял Юри Ратас, которому приходилось проявлять чудеса политического лавирования, чтобы самому ни в коем случае не прослыть консерватором, но сохранить имидж прогрессивного европейского политика.

Однако этика оказалась все же сильнее политических расчетов. Премьер подал в отставку именно по этическим соображениям, хотя к коррупционному скандалу однопартийцев никакого отношения не имел. И для эстонских политиков, кстати, это уже не первый случай – но в первом все же была личная причастность. Так, в ноябре минувшего года в отставку ушла министр образования и науки Майлис Репс. Пресса выяснила, что она использует свой служебный автомобиль для семейных нужд, например, для подвоза своих детей в школу.

Тем забавнее выглядят оценки некоторыми российскими медиа отставки эстонского премьера. У них все еще расхоже критичное и высокомерное отношение к "отделившимся" странам. Так, телеканал "Звезда" назвал свой ролик "Кризис на фоне коррупции". Ну конечно же, в России никаких коррупционных кризисов не бывает!

Ровно год назад российский премьер Дмитрий Медведев также подал в отставку – но вовсе не из-за обвинений в коррупции, а по причине изменения кремлевских раскладов. Хотя расследование Алексея Навального "Он вам не Димон" посмотрело более 37 миллионов человек, а "уточка Медведева" стала одним из символов молодежных протестов. Премьер, уходящий в отставку из-за обвинений в коррупции – для России ситуация неслыханная. А если он уходит всего лишь по причине коррупции некоторых членов своей партии (в данном случае "Единой России") – это вообще фантастика…

А как российские чиновники используют служебный транспорт для своих личных нужд – это даже не является предметом каких-то обсуждений.

Так что в этом контрасте с Эстонией мы получаем еще одно (не)лишнее доказательство того, что уже давно известно: коррупция в России – это не какое-то бедствие или преступление, но системообразующая основа нынешней политической системы. И поэтому её расследование чрезвычайно опасно – если не отравят "Новичком", так посадят в любом случае, как произошло с Алексеем Навальным. А в Эстонии судят именно коррупционеров.

Вадим Штепа – главный редактор журнала Регион.Эксперт

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG