Ссылки для упрощенного доступа

Сказать "нет". НеСказка о домашнем насилии


Сцена из спектакля No Woman No Cry. Фото: Карина Меркурьева
Сцена из спектакля No Woman No Cry. Фото: Карина Меркурьева

"Если жена ругает мужа – у нее месячные, если женщина чем-то недовольна – у нее месячные, если она не хочет заниматься любовью – у нее снова месячные. В итоге женщину просто лишают права быть адекватной", – звучит со сцены. Зрители переглядываются, на заднем ряду кто-то громко вздыхает. Так начинается одна из сцен экспериментального спектакля о домашнем насилии в петербургском "Невидимом театре", который посмотрела корреспондент Север.Реалии.

Спектакль-"несказка" No Woman No Cry – это попытка вывести тему насилия над женщинами в публичное пространство. Режиссер Алессандра Джунтини ставит перед зрителями вопросы, на которые сложно дать однозначный ответ: что такое быть женщиной сегодня, зачем нужна эмансипация и почему женщины не выходят из нездоровых отношений.

Женщина не должна терпеть насилие

Сцены сменяются одна за другой: актрисы Арина Лыкова и Анастасия Колесина предстают перед зрителями то в роли подруг, обсуждающих феминизм, то в роли семейной пары или случайных жертв насилия на улице. Каждая история обыгрывается с точностью до деталей.

Начинается спектакль с размышления девушек о том, что значит быть женщиной. "Это было реальное задание. Нам нужно было придумать различные ассоциации к выражению "я женщина" и принести на первую репетицию", – рассказывает Колесина.

Сцена из спектакля о домашнем насилии. Фото: Карина Меркурьева
Сцена из спектакля о домашнем насилии. Фото: Карина Меркурьева

В итоге в основу спектакля легли реальные зарисовки, которые актрисы приготовили еще в начале работы над пьесой. Вслед за размышлениями о судьбе женщины со сцены начинают звучать истории о насилии. Одна из них была взята из документального фильма "Перерождение". Другая – из постов в соцсетях итальянской активистки, которой плеснул в лицо кислотой ее бывший парень после расставания.

Истории о насилии разбавляются трогательными сценами игры в куклы, где девочки пытаются построить идеальную семью, мультиками, где романтические сцены больше похожи на современные рассказы о харассменте, а также женской интерпретацией классики – "Анны Карениной" Толстого и "Идиота" Достоевского.

Монолог о насилии над женщинами, сцена из спектакля в "Невидимом театре". Фото: Карина Меркурьева
Монолог о насилии над женщинами, сцена из спектакля в "Невидимом театре". Фото: Карина Меркурьева
Мужчины все еще молчат о насилии

Споры о феминизме, предназначении женщины, попытки понять, может ли она спровоцировать насилие, – все это в спектакле тоже есть. Заканчивается пьеса констатацией того, что женщина не должна терпеть насилие и может сказать "нет", если потребуется. Параллельно на стене демонстрируется статистика: 75% пострадавших от домашнего насилия – женщины. Сексуальному же насилию подвергается каждая третья.

Эти цифры как будто оживают, когда после спектакля на вопрос о том, кто из присутствующих сталкивался с насилием в той или иной форме, поднимают руки почти все женщины. Кто-то начинает делиться историями.

Мы говорим изнутри о том, что знаем сами

Один из первых вопросов из зала – от мужчины: "Есть же другой – мужской взгляд на проблему насилия. Вы осознанно его не показывали?"

Алессандра Джунтини: Вначале мы хотели посвятить половину спектакля насилию над женщинами, другую – насилию над мужчинами. Потом оказалось, что на тему мужского насилия нет никакой точной статистики. Сначала в проблеме нужно серьезно разобраться, а сделать это сложно, потому что мужчины все еще молчат.

Арина Лыкова: Когда мы говорим о насилии над женщинами, мы ни с кем не заигрываем. Мы говорим изнутри о том, что знаем сами. Говорить так искренне о мужском насилии у нас не получится.

Атрибуты "Невидимого театра". Фото: Карина Меркурьева
Атрибуты "Невидимого театра". Фото: Карина Меркурьева

Искренность и желание поделиться со зрителями тем, что волнует тебя лично, – это как раз то, за что многие и любят "Невидимый театр". No Woman No Cry – только одна из постановок проекта. Всего в репертуаре их десять. Большинство – по мотивам современных произведений о рабстве, любви и отношениях.

У нас актеры играют, потому что хотят

"У нас нет какой-то явной концепции, кроме того, что театр наш "невидимый". То есть его как бы нет, но на самом деле мы существуем, – рассказывает основатель проекта Семен Серзин. – У нас нет никакой организации, площадки для репетиций или постоянной труппы. Единственное, что у нас есть, – так это спектакли на важные социальные темы, которые считаются невидимыми в обществе".

У театра есть несколько дружественных площадок, где проходят показы. Иногда представления могут проходить и в барах. "У нас все устроено очень хаотично. При этом все еще не развалилось каким-то образом", – добавляет Серзин.

Театр – это неприбыльное дело

Актеры, которые сотрудничают с проектом, трудоустроены в других местах. Некоторые актеры участвуют во многих постановках. Большинство, однако, задействовано лишь в одном спектакле.

– У нас они играют, просто потому что хотят, – отмечает основатель "Невидимого театра". – Никаких денег мы не получаем. Государственной поддержки у нас тоже нет. Иногда уходим в ноль – тогда получается заплатить артистам. Мы, в принципе, если что-то зарабатываем, то просто делим между собой.

"Невидимый театр" существует в Петербурге с 2017 года. Сейчас проект собрал уже несколько тысяч поклонников, которые приходят на каждую постановку и обязательно приводят с собой друзей. Как объясняют сами участники проекта, "эти спектакли не для широких масс" – именно такой подход, как оказалось, и привлекает к их постановкам избалованных театральной жизнью петербуржцев.

XS
SM
MD
LG