Ссылки для упрощенного доступа

Операция "Чистая вода". Почему в новостройках Пскова нет воды


Данное сообщение создано и распространено российским физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента

В Пскове с прошлого года в полную силу заработал подземный водозабор, который городские власти строили более 20 лет, но когда "Чистая вода" наконец побежала по трубам, те начали резко выходить из строя. И получилось, что дорогостоящая муниципальная программа, профинансированная на деньги Евросоюза, оставила жителей новых высоток без горячего водоснабжения. Как это случилось – разбиралась корреспондент Север.Реалии.

Улица Ижорского батальона в Пскове
Улица Ижорского батальона в Пскове

Муниципальная программа "Чистая вода" была принята в 2001 году, но разговоры о ней шли с конца 1990-х. У Пскова не было резервного источника водоснабжения, а основной водозабор шел из реки Великой. Речная вода требовала многоступенчатой очистки, жители жаловались на острый запах хлора, неприятный коричневатый цвет и слабый напор – до верхних этажей вода просто не доходила.

В январе 2003 года главный врач госсанэпидемнадзора в Пскове Олег Кузнецов даже запретил "Горводоканалу" выдавать технические условия на водопотребление и водоотведение. "Вот говорят: вы останавливаете поток инвесторов. А что он вам дает, поток инвесторов? Какой смысл вкладывать деньги в строительство дома, если в нем потом воды не будет!" – комментировал он тогда.

Решать проблему собирались за счет замены труб и строительства подземного водозабора. На эту амбициозную задачу мэрия сумела выбить кредит в Европейском банке реконструкции и развития. Дело дважды дошло до проведения тендера (один раз победила германо-датская фирма "Био Баланс", второй – швейцарская ABB), но работы так и не стартовали. В 2005 году, после смены губернатора, администрация Псковской области внезапно отозвала гарантии на кредит. На следующий год был уволен директор МУП "Горводоканал", главный лоббист программы "Чистая вода" Дмитрий Ранишевский, и про подземный водозабор на долгие годы забыли.

Вернулись к "Чистой воде" в 2009 году – проект взял под свое крыло Общероссийский народный фронт. ЕБРР вновь выдал кредит на строительство подземного водозабора, плюс Псков получил европейский грант на реконструкцию системы водоотведения и сточных вод. В 2011 году уже заключили контракты с подрядчиками, все должно было быть готово к октябрю 2014 года. Но после аннексии Крыма ЕБРР отказался от дальнейшего сотрудничества.

Чтобы закончить стройку века, пытались привлечь федеральное финансирование, но пришлось снова просить Европу. В итоге проект "Чистая вода" был профинансирован в рамках программы приграничного сотрудничества "Латвия – Россия. 2014–2020 годы". Новый водозабор обошелся городу в 1,1 млрд рублей: 520 миллионов дал в кредит Европейский банк реконструкции и развития, 260 миллионов рублей – грант природоохранного партнерства "Северное измерение", 316 миллионов рублей вложила администрация Псковской области. С 2015 года к чистейшей воде из подземных источников стали постепенно подключать новые высотные жилые дома.

И вот что из этого получилось.

"Открываю кран – и там просто воздух"

– Сейчас, в холод, нам решили полностью отключить горячую воду на четыре месяца, – возмущается молодая мама Ольга Кулишкина. – Мы куда только ни пишем, но у "Горводоканала" все соответствует нормам – все в порядке, все хорошо. А то, что мы смеситель поменяли уже, наверно, третий – это ничего. По проекту воду для нашего района берут из подземного водозабора, а она очень жесткая.

Ольга живет в высотке-новостройке, дом построили летом 2016 года. Он стал одним из первых, кого подключили к подземному водозабору в деревне Котово, в километре от областного центра. По ключевым показателям вода соответствует СанПинам, но при ее нагревании образуется толстый слой накипи, и коммунальные системы быстро приходят в негодность. В феврале 2021 года ситуация в домах стала критической, и управляющая компания "УМК №12" решилась на крайние меры. И отключила горячую воду с 10 февраля по 10 июня 2021 года "в связи со значительным засорением общедомовых трубопроводов горячего водоснабжения частицами низкотемпературной накипи и, как следствие, невозможностью предоставления качественной коммунальной услуги".

Вода все равно жесткая, зато у людей после душа – как чесотка!

– В управляющей компании (УК) мне сказали, что у нас проблемы с трубами и их будут чистить. Но они недавно уже пускали химию – у нас аллергия началась. У мужа все ноги красные, у одного ребенка высыпания начались, потом и у второго, – рассказывает Ольга. По ее словам, некую "химустановку" управляйка организовала за счет жильцов – с каждого брали по 300 с лишним рублей. – Объяснили, что это для смягчения воды, чтобы расщепить накипь в трубах. Но вода все равно жесткая, а у людей после душа будто чесотка начинается!

Душевой шланг через месяц после начала использования
Душевой шланг через месяц после начала использования

Ирина Хярм живет в соседней с Ольгой высотке. Она говорит, что воды в их доме и до отключения не было: "Я утром открываю кран – и там просто воздух. Нет ничего – ни холодной, ни горячей воды. А счетчик мотает! Нормально вообще? Эта ситуация продолжается уже давно".

– На момент сдачи дома в эксплуатацию жесткость воды была на предельно допустимом уровне, и установка дополнительного оборудования не требовалась, – вспоминает Ирина. – Но перебои с водой начались практически сразу: управляйка что-то пыталась чистить, делать – как-то спасать ситуацию. Но как только жильцов стало больше, вода стала еще и грязной – мы по три-четыре раза в неделю чистили фильтры на стояках. Они были полностью забиты мелкой-мелкой оранжевой накипью.

Воды нет, зато четыре рубля с нами

Ирина Хярм регулярно жаловалась на воду во всевозможные инстанции. В прокуратуре грозили, что назначат УК административный штраф, а больше ничем помочь не смогут. Региональные и городские власти советовали обращаться в ту же УК и требовать перерасчет.

– Но он копеечный – три-четыре рубля за месяц. Это смешно! Воды нет, зато четыре рубля с нами, – иронизирует Ирина.

За пару дней до четырехмесячного отключения воды они с мужем купили бойлер. В инструкции их ждал сюрприз: производитель подчеркивает, что, если в доме используется вода из подземного водозабора, нужно использовать специальный фильтр.

– А у нас в доме их нет. Если застройщик изначально знал, что вода будет из скважины, то должен был установить фильтр. Но он утверждает, что не должен, ибо были соблюдены предельно допустимые показатели воды, УК отвечает, что за свой счет ничего ставить не должна. Опять все нам делать, за свой счет? – сердится Хярм.

Ты покупаешь недешевую квартиру в недешевом доме и не можешь рассчитывать на элементарную инфраструктуру

Алина Чернова, купила квартиру еще на этапе строительства и точно не планировала остаться в новом доме без воды.

– Ты покупаешь недешевую квартиру в недешевом доме и не можешь рассчитывать на элементарную инфраструктуру, которая положена по умолчанию. Это вообще странно: приобрести квартиру и быть вынужденным вставать на баррикады, чтобы она функционировала. Ситуация патовая, а водоканал говорит, что вода такая, какая есть. Я не вижу выхода. Обязать город построить нам новую очистную станцию, конечно, хорошо, но это никогда не случится, – считает Алина.

"Все знают о проблеме"

Андрей Ящук писал в управление городского хозяйства, прокуратуру, Роспотребнадзор, региональный комитет по ЖКХ, губернатору Михаилу Ведерникову и дошел до администрации президента. Там ответили, что в октябре 2019 года специалисты "Мосэкспертизы – Псков" выяснили, что проблемы с горячей водой появились из-за "большого количества коррозийно-накипных отложений на полипропиленовых трубах и элементах системы водоподогрева в связи с несоответствием воды санэпиднормам и отсутствием ее специальной обработки".

Лейка через месяц после использования
Лейка через месяц после использования

Комитет выдал предписание устранить нарушения, и управляющая компания купила систему со смягчающими систему реагентами и в декабре 2019-го запустила ее. "Согласно протоколам лабораторных испытаний химический состав воды не превышает нормативных показателей", – заверила жителей консультант департамента письменных обращений граждан и организаций администрации президента Татьяна Продеина.

– При чем тут нормативы, что они пишут? – недоумевает Ящук. – Управляйка каждый год вроде пытается что-то делать, но эффекта нет. Мы опять платим за воздух, а ее директор Ершов говорит: "Мы не институт, мы ООО"... Конечно, все дело в "Чистой воде". Это должен решать даже не водоканал, а городские власти – установить на подземном водозаборе специальные смягчающие системы. Это же серьезно: через год-два мы все останемся без воды, сотни жителей! Почему власти, зная о беде, продолжают принимать у застройщиков такие же дома?

Решения нет

10 февраля четырехмесячного отключения не случилось. После скандалов в соцсетях и публикаций в СМИ чиновники объявили, что за семь дней организуют прочистку системы и вернут воду людям, а директор управляющей компании Андрей Ершов и вовсе заявил корреспонденту Север.Реалии, что отключений не будет совсем.

Да, проблема в "Чистой воде", но я же не орган власти?

– Мы вообще не будем теперь отключать. Никакого решения нет, больше делать ничего не будем – все. Да, проблема в "Чистой воде", но я же не орган власти? Видения решения проблемы у нас нет. Мы будем с управляющими организациями ставить химводоподготовку, но все это будет за счет людей. Если совсем все развалится, значит, дом будет без воды сам по себе, – сказал Ершов.

Высотки, подключенные к подземному водозабору
Высотки, подключенные к подземному водозабору

По словам жителей высоток, отключать воду на четыре месяца запретила прокуратура. В надзорном ведомстве свои заслуги не афишируют.

– После мониторинга соцсетей мы инициировали проверку на предмет соблюдения федерального законодательства в сфере ЖКХ. Решение пока не найдено, но было предложено пока не отключать горячую воду. Попытаемся разобраться без этих мер, – говорит старший помощник прокурора Юрий Зайцев.

Застройщик не несет ответственности за качество поставляемой воды

Директор по развитию строительной компании "Скандинавия" Марина Нестерова на вопросы корреспондента Север.Реалии, почему застройщик сдал дома без специальных фильтров и иных установок для смягчения воды и продолжает продавать недвижимость в кварталах с аналогичными проблемами, ответила, что компания в установленном законом порядке получила разрешение на ввод домов в эксплуатацию, все инженерные сети построены с учетом СанПинов. Дефект в работе системы горячего водоснабжения она объяснила составом воды: там есть мелкие частицы, которые после нагревания налипают на трубы, уменьшая их внутренний диаметр.

– Застройщик не несет ответственности за качество поставляемой воды в многоквартирном доме и не мог спрогнозировать появление в будущем проблемы, связанной с засорением труб после подключения дома к подземному водозабору, – говорит Нестерова. – Претензии жильцов относятся к качеству поставляемой услуги ресурсоснабжающей организации.

Директор управляющей компании "ПсковЖилСервис" Андрей Тарасов регулярно публикует в соцсетях фотографии убитых коррозией труб, насосов и других деталей коммунальных систем с подписью: "Кладбище по программе "Чистая вода" в Пскове".

Насосы после "Чистой воды"
Насосы после "Чистой воды"

– Все дело в составе воды из подземного водозабора. В холодном состоянии у нее хорошие показатели по многим СниПам, единственное, по жесткости почти предельные. Но когда ее начинают использовать для подогрева, она дает обильный осадок нерастворимой неорганики, которая в этой воде есть. С запуска "Чистой воды" прошло уже пять лет, но никто так и не захотел разобраться с этой проблемой. Люди стали жаловаться на ужасный осадок в кастрюлях и чайниках еще в 2015 году, а мы – на теплообменники, которые теперь надо разбирать и чистить, раньше же достаточно было просто промывать их кислотой, – говорит Тарасов. – О чем думали наши власти, которые эту "Чистую воду" запустили и потом спокойно смотрели на все наши жалобы и обращения граждан? Я лично губернатору трубу с этими отложениями показывал. Вот теперь довели до состояния, когда дома стали останавливать.

В 2019 году МУП г. Пскова "Горводоканал" объявил, что готовит заявку в федеральную программу, чтобы получить деньги на строительство станции смягчения воды из подземного водозабора.

– Но они так обратились, что им отказали. Подошли чисто бюрократически: взяли анализ воды, сказали, что она хорошая, но нужна станция смягчения. И получили отказ. Никто не стал изучать анализы горячей воды, проводить исследования, почему происходит такая химическая реакция. Может, нам не станция смягчения нужна, а то, что убирает алюминий из этой воды или какое другое вещество, выступающее катализатором изменений, – рассуждает Тарасов.

Люди, видимо, некомпетентны были в этом вопросе, схватились за дешевизну

Он считает, что сейчас решить проблему поможет только возврат в работу поверхностного водозабора и полноценное исследование химических реакций воды из подземного.

– Когда делали "Чистую воду", никто не предупредил жителей, что станции химической очистки должны появиться в каждом доме, а это 300–400 тысяч рублей на дом. А потом еще и сдавать ее на анализы. Хорошая такая программа, да? Люди, видимо, некомпетентны были в этом вопросе, схватились за дешевизну, она и привела к такому результату, – уверен Тарасов.

"Это не в рамках водоканала"

Директор "Горводоканала" Константин Болотин считает, что вопросы о проблемах с водой должны быть адресованы не ему.

Константин Болотин
Константин Болотин

– Сегодня вода с подземного источника полностью соответствует всем нормам СанПина. У предприятия имеется санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие этой воды нормам. Вопрос производства горячей воды не относится к нашей компетенции – наверно, это к управляющей компании. Дома должны быть обеспечены системой водоподготовки, но там ее нет. Почему? Не могу сказать, – говорит Болотин.

Он убежден, что люди получают качественную воду, в которой "нет хлора, нет бактериологических примесей". А ответственность за подготовку воды несет управляющая компания.

– Если в ее домах отсутствует оборудование (застройщик забыл или специально сэкономил, проектировщик ошибся и не заложил это оборудование – не знаю), которое должно быть для подготовки горячей воды, то у управляющей компании есть обязанность обслуживать внутридомовое имущество. Конечно, им сейчас надо работать больше, надо обслуживать сети, тепловые пункты. А они не хотят, наверно, и критикуют. Если необходимо проводить какие-то мероприятия в части умягчения, то власти сейчас этим делом занимаются, может быть, изыскивают финансы какие-то, но это не в рамках водоканала, – подчеркнул Болотин.

Эту проблему может решить только молекулярная химия

Руководитель МУП "Псковские тепловые сети" Игорь Максимов считает, что к властям, наконец-то, пришло понимание, "насколько это серьезная для Пскова проблема". Он называет это "трагическим и непонятным стечением обстоятельств".

– Эту проблему может решить только молекулярная химия. Нужны ученые-химики, которые разберутся, что конкретно происходит с этой водой при нагревании. Предложения менять жесткость, улучшать очистку продвигают люди, которые лоббируют свои коммерческие интересы. Мы обращались к нашим ученым из ПсковГУ еще в прошлом году, но они опасно молчат. Неинтересно им, не могут, не знают? – рассуждает Максимов.

Идею вернуться к поверхностному водозабору из реки он называет дикой. По словам Максимова, та вода не подходила по многим показателям.

– Начнем брать с реки – будут другие жалобы. Она грязная, мутная, плохо пахнет. Надо искать причину, а она научная. Практически никто в России с этим не сталкивался, с таким эффектом. Тогда изучали эту воду: заключение Роспотребнадзора, всех – вода идеальная по своим питьевым качествам. А то, что ее молекулярный состав способен соединять вещества и выделять их как твердый осадок при нагревании (причем это по экспоненте), никто предположить не мог, – говорит Максимов.

Дмитрий Ранишевский, который возглавлял "Горводоканал" с 1999 по 2006 год, рассказал корреспонденту Север.Реалии, что проблем с осадком воды из подземного водозабора можно было избежать, если бы муниципальные чиновники ответственно подходили к своей работе.

У теплосетей существует специальная система химводподготовки. Они должны заниматься этим

– Я оставил это на момент получения разрешения на использование, по-моему, семи скважин. Дальше я там не работал. Во-первых, должна была быть государственная экспертиза. А они ее не делали. А именно в ее заключении должно было быть написано, что эту воду можно подавать потребителю. Во-вторых, нужно было делать хороший анализ воды, выделять под нее специальную инфраструктуру, которая бы ее очищала. У теплосетей существует специальная система химводподготовки. Они должны заниматься этим – они подают горячую воду! Горводоканал дает холодную, а они экспортируют ее как горячую. Ссылаться на водоканал и его якобы плохую воду нельзя и нечестно.

Ранишевский уверен, что и сегодняшнюю проблему с осадком можно решить без привлечения "нобелевских лауреатов".

– Не надо долгих исследований, стоит просто провести несколько экспериментов в лаборатории, посмотреть более конкретно анализы воды – что влияет на увеличение осадка, почему он появляется при температуре более 50 градусов. А потом уже принимать меры, чтобы эти осадки убрать. Это вопрос уровня преподавателя химфакультета и физики заодно, – считает экс-глава водоканала.

XS
SM
MD
LG