Ссылки для упрощенного доступа

"Спастись негде". Электросамокаты против пешеходов


Электроскутеры, Санкт-Петербург
Электроскутеры, Санкт-Петербург

Минтранс России и ГИБДД готовят очередную версию поправок к правилам дорожного движения, касающихся электросамокатов, моноколес и сегвеев. В этом году в разных городах страны из-за электротранспорта произошли сотни несчастных случаев на тротуарах.

330 человек пострадали в авариях с электротранспортом в России в 2021 году
330 человек пострадали в авариях с электротранспортом в России в 2021 году

За семь месяцев 2021 года в России произошло 266 ДТП с участием электросамокатов, что на 66% больше, чем в аналогичный период 2020 года. Такие данные приводит МВД России. В организации "Союз пешеходов" считают, что цифры МВД даже ниже реальных, так как в статистику автоинспекции не попадают столкновения на тротуарах. Между тем в 2021 году в таких авариях погибли 9 человек, из них 4 – пешеходы и 5 – сами водители.

Летом 2021 года 80-летний ученый Иван Пигарев скончался в Москве после удара электросамоката; 10-летний мальчик в Тверской области погиб после столкновения с автомобилем, пересекая дорогу на самокате; 47-летняя жительница Петербурга умерла в больнице после падения с электросамоката в прогулочной зоне Крестовского острова.

Марина Сибирцева
Марина Сибирцева

Жительница Петрозаводска Марина Сибирцева 4 июля прогуливалась с мужем и двумя детьми по пешеходной дорожке Онежской набережной, когда в ее 6-летнего сына Артема врезался мужчина на электросамокате.

– Пятеро молодых людей летели на большой скорости, петляли между пешеходами, четверо проехали мимо нас, а один из них налетел на моего ребенка. Оба упали на землю. Сын ударился головой об асфальт. Мы вызвали скорую, полицию. Так как было очень много народу, того мужчину быстро остановили. Он стал оправдываться, что ему надо отдать самокат, в итоге ушел, обещал вернуться, но скрылся, – вспоминает Марина. – Ребенок был в шоке. Сначала не понимал, что происходит, потом у него была истерика, мы долго сидели, я его успокаивала. На скорой мы съездили в республиканскую больницу, сделали снимки. У него была большая гематома, но внутренних повреждений не было. Даже сейчас, спустя время, он не может ходить спокойно по пешеходным дорожкам, постоянно оглядывается.

Позже самокатчика задержала полиция. Им оказался 22-летний рабочий-иностранец. Его оштрафовали на 2 тыс. рублей за работу в России без патента и обвинили в "оставлении места ДТП и управлении транспортным средством без прав". Окончательное решение о его виновности примет суд, сообщило региональное МВД.

После инцидента власти Петрозаводска объявили о выводе электросамокатов с пешеходной набережной, но, по словам Марины Сибирцевой, ничего не изменИлось. Даже при том, что параллельно тротуару на набережной построена велодорожка, которой самокатчики редко пользуются.

Закон не писан

Электросамокаты не имеют юридического статуса в России. Их пользователей относят к пешеходам, как, например, владельцев скейтбордов, велосипедов и роликовых коньков. Эксперты полагают, что движение самокатов в России необходимо регулировать на законодательном уровне. Поправки в ПДД (правила дорожного движения) готовит Минтранс РФ по поручению Следственного комитета, самокаты планируется выделить в отдельную категорию – "средства индивидуальной мобильности". Аппараты без руля – гироскутеры и моноколеса – обяжут двигаться по тротуарам. Электросамокатам и сегвеям разрешат двигаться по велодорожкам, краю проезжей части и тротуарам со скоростью до 25 км/час. Минимальный возраст водителя – 14 лет, максимальный вес транспорта – 35 килограммов.

Безопасность пешехода в руках человека, который может быть пьян

– Мы оспариваем это решение. Мнения экспертов разошлись, – рассказал Север.Реалии руководитель "Союза пешеходов" Владимир Соколов. – Как мы это видим: транспортное средство – это велосипед. А если с двигателем – это механическое транспортное средство, то есть автомобиль или мопед. На него нужны права. По нашему ГОСТу ширина тротуаров – 1 метр 40 см. Представляете, на этом пространстве движутся два транспортных средства без разметки и направления, а между ними стоит пешеход, и что ему делать? Ему надо выпрыгивать с этого пространства, и спастись ему негде. Получается, что безопасность пешехода в руках человека, который может быть пьян, не умеет управлять средством индивидуальной мобильности, которое является на самом деле механическим транспортным средством.

Электросамокаты, Санкт-Петербург
Электросамокаты, Санкт-Петербург

Телепрограмма "Главная дорога" в мае 2021 года провела краш-тест с электросамокатами. При столкновении с человеком на скорости 20 км/ч вероятность летального исхода составляла 90%. По предложению "Союза пешеходов", электросамокаты должны появляться на тротуарах, только если разрешенная скорость на автодороге составляет 90 км/час. В этом случае он должен ехать по пешеходной дорожке со скоростью идущего человека.

– Франция в июле запретила даже это. У них было разрешено двигаться на электросамокате со скоростью пешехода по тротуарам, а статистика показала, что это не гарантирует безопасности. Там разрешено движение по краю проезжей части на дорогах, где скорость движения 50 км/ч. А уж о гироскутерах, сегвеях и моноколесах и речи нет. Транспортные средства без руля и тормозов запрещены для использования там, где ездят автомобили и движется пешеход, – говорит Соколов.

В среднем электросамокат весит 20 кг и разгоняется до 30 км/час. По мощности устройства не уступают мопедам, для управления которыми в России введена категория "М" и обязательное получение водительского удостоверения. Соколов считает, что предложенные Минтрансом правила создают опасность не только для пешеходов, но и для самих водителей электротранспорта.

– С 14 лет Минтранс берет на себя ответственность перед родителями, что можно ездить детям по краю проезжей части. На дорогах, где скорость ограничена 60 км/ч. У нас в России по сути такой скорости нет, потому что все ездят с ненаказуемым превышением 20 км/ч – около 80 км/ч. Представьте себе, как ребенка на электросамокате обгоняет грузовая машина со скоростью 79 км в час – да его просто сдует, – говорит он.

Решением проблемы может стать строительство велосипедных дорожек, считает Соколов, но для этого скорость движения автомобилей по городу необходимо уменьшить до 50 км в час, а ширину полос – до 2,5 метров в пользу дорожек для средств индивидуальной мобильности.

– Есть национальный проект "Безопасные качественные дороги". Там объем инвестиций 3 трлн рублей. Мы предложили в рамках нацпроекта строить велодорожки. Они должны быть отделены от проезжей части не разметкой, а камнем, чтобы обеспечивать безопасность. Велодорожка требует высокого качества асфальта, отсутствия трещин и колдобин. За ней надо следить, наносить разметку. Нужна специальная уборочная техника. Это должны делать местные власти. Сегодня же для исполнительной власти лучше погибших иметь, чем заплатить лишние 10 млн рублей за нормальную уборку велодорожек, – говорит Соколов.

Тише едешь

Фотограф из Санкт-Петербурга Валентин Беликов передвигается на электросамокате больше 5 лет и не представляет более удобного транспорта. По его мнению, развитие средств индивидуальной мобильности в городе на Неве тормозит отсутствие качественного дорожного покрытия, велодорожек, а также огромный поток автомобилей.

– На машине я не езжу: ее парковать особо негде, плюс на электросамокате намного быстрее. Я стараюсь по крайней правой ехать, потому что скорость 25 км в час – это как велосипед. Я сам для себя приравнял электросамокат к велосипедам, и надеюсь, что это правило появится в законе. По-хорошему, к пешеходам их нельзя приравнивать, потому что у них скорость максимум 5 км в час, а скорость должна быть одинаковой, – говорит он.

Валентин Беликов
Валентин Беликов

Управлять электросамокатом сложнее, чем велосипедом, считает он. Маленькие колеса чувствуют любые стыки на дороге, а чтобы показать знак поворота, необходима сноровка, которая приходит не сразу.

– Один раз я столкнулся с другим самокатчиком на тротуаре, где обзор закрывала рекламная конструкция. Я как раз притормаживал, потому что увидел пешеходный переход, поэтому удар был несильным, и мы поехали дальше. На полной скорости он, скорее всего, упал бы, потому что это был пацан мелкий на обычном трюковом самокате. Я его, конечно же, сбил бы, – признается Беликов.

Новым водителям электросамокатов необходимо проходить обучение вождению, так как этот вид транспорта крайне травмоопасен, уверен он. Тем более это касается сервисов аренды, которые дают кататься всем желающим. Правила сервисов аренды электросамокатов через приложения, таких как Whoosh, Molnia-K и Urent, обязывают пользоваться этим транспортом с 18 лет, в трезвом состоянии, без пассажиров. Проезжать пешеходные переходы на самокатах запрещено. На деле редко кто соблюдает эти правила, а прокатные сервисы закрывают глаза на нарушения.

Организатор движения городских самокатов Let's kick Moscow Александр Нилов считает, что самокаты – это логичное развитие современных городов, но скорость нужно снижать:

– Я крайне отрицательно отношусь к идее полного запрета самокатов, потому что любые средства индивидуальной мобильности – это логичное развитие современных городов. Мы это видим на примере Европы – автомобилей становится меньше, а самокатов больше. Но там скорость их движения снижена до 50 км/час, а то и ниже. А в Москве люди гоняют со скоростью 80 км/час. Конечно, для общей безопасности эту скорость нужно снижать. На наших улицах со старой инфраструктурой появилось слишком много электросамокатов, которые кажутся людям опасными и чужеродными объектами. В чем-то я могу с этим согласиться. В то же время Москва с широкими тротуарами в этом плане все-таки куда более приспособлена для самокатов, чем европейские города с их маленькими пешеходными улочками. С другой стороны, некоторые пользователи электросамокатов воспринимают эти широкие тротуары как возможность для быстрой езды и совершения каких-то резких маневров. Безусловно, это вопрос культуры передвижения, которая только зарождается, – говорит Нилов. – Кроме того, мне кажется, что многие СМИ демонизирует самокаты и преувеличивают их опасность. К примеру, недавно прошла новость о том, что какой-то человек скрылся от самокатчика-убийцы. Оказалось, что за ним гнался киллер, который, действительно, использовал самокат как транспортное средство. Но мы же не видим заголовков о том, что кого-то преследовал автомобилист-убийца или пешеход-убийца. То есть сейчас СМИ формируют негативный образ самокатов. Но при этом люди, использующие самокаты, – это не какая-то особая субкультура. Это обычные горожане, которые пять минут назад были пешеходами, пассажирами общественного транспорта и просто захотели оптимизировать свое передвижение по городу. Большое количество автомобилистов возят электросамокат у себя в багажнике. Кто-то ставит машину за несколько километров от офиса и пользуется прокатным самокатом, чтобы доехать до офиса и не искать парковку. В этом плане самокат, в том числе электрический, очень удобное средство передвижения, тем более в рамках мегаполиса.

Организатор движения "Синие ведерки" Петр Шкуматов говорит, что к самокатам относится нормально, потому что это очень удобный и комфортный способ передвижения на небольшие расстояния.

Самокаты бывают разные, и некоторые самокаты развивают скорость движения до 100 километров в час

– В Москве, где автомобилистов скрутили в бараний рог, многие автомобилисты используют электросамокаты как альтернативное средство передвижения – от стоянки до офиса. Конечно, есть определенные проблемы, связанные с абсолютным правовым вакуумом относительно самокатов. Безусловно, он должен быть устранен. Потому что сейчас, например, водитель электросамоката считается пешеходом. Самокаты бывают разные, и некоторые самокаты развивают скорость движения до 100 километров в час. И это не шутка, сам лично видел на Московской кольцевой автомобильной дороге, – рассказывает Шкуматов. – Но электросамокатчики даже под страхом штрафов вряд ли перейдут на проезжую часть, и им там собственно нечего делать. Очевидно, что на электросамокатах будут продолжать ездить по тротуару. И вот здесь необходимо найти какой-то баланс интересов. Уже высказывались идеи о презумпции виновности электросамокатчика: если происходит столкновение с пешеходом, то электросамокатчик должен быть априори виноват. И такие идеи, в принципе, заслуживают внимания, то есть рациональное зерно там есть. Сами электросамокатчики будут, конечно, недовольны, но, возможно, станут более осторожными. Нужны какие-то жесткие ограничения, я думаю, что это должна быть скорость не больше 20 километров в час.

Опыт других стран

Во многих странах проблему со средствами индивидуальной мобильности уже решили. Программист из Сиэтла Аюна Шойжитова приобрела электросамокат для преодоления "первой мили" и "последней мили". Так в США называют расстояния от дома до остановки общественного транспорта, а также от остановки до офиса.

Аюна Шойжитова
Аюна Шойжитова

– Я купила самокат, но очень мало ездила, потому что, во-первых, зимой холодно, во-вторых, по городу очень много светофоров, а я разгоняюсь и не люблю останавливаться. Когда загорается красный, я часто "проскакиваю". Это не очень безопасно для меня и других, и я не всегда езжу со шлемом, хотя должна. В итоге я чаще использовала такси и потом переехала поближе к остановке. По городу ездить нормально, потому что 90% дорог в центре Сиэтла имеют дорожки для велосипедов. По тротуару ездить нельзя. Горожане в этом плане уважительно относятся друг к другу, проявляют здравый смысл и спешиваются, если мешают прохожим. По "зебрам" самокатчики проезжают с края или идут пешком, – говорит Аюна.

Специалист в сфере IT Дарья Короткова живет в пригороде Тель-Авива почти три года. Весь этот срок она пользуется электросамокатом.

Езжу каждый день на работу, это занимает у меня 18 минут

– Я купила самокат почти сразу, как приехала. Для меня это было решением проблемы с транспортом. Я работала тогда в кафе в ночные смены, и возвращаться с работы домой в час ночи можно только на электросамокате или ждать автобуса ночного, который ходит непонятно как. И мне не хотелось тратить деньги на общественный транспорт. Сейчас я пользуюсь самокатом каждый день, и я главный их фанат! Езжу каждый день на работу, это занимает у меня 18 минут. На автобусе 45 минут при хорошем раскладе, потому что мне нужно от своего дома дойти до остановки и от остановки дойти до работы, – рассказывает она.

Дарья Короткова
Дарья Короткова

В 2019 году Дарья получила штраф за езду по пешеходной дорожке.

– Здесь запрещено ездить по тротуару. Я ехала на маленькой скорости, а полицейский чуть ли не со скамейки встал. Выписал штраф на 256 шекелей – около 5700 рублей, – вспоминает она.

С тех пор Дарья передвигается только по автодорогам, благо, в Тель-Авиве большая их часть имеют велосипедную полосу. Более того, дорожка продолжается и на пешеходных переходах, где для мобильного транспорта созданы отдельные светофоры.

– В Тель-Авиве нет проблемы добраться из точки А в точку Б, но я живу в пригороде, и здесь велодорожек гораздо меньше. Я двигаюсь по проезжей части, это неприятно и страшно, но привыкаешь. Я не одна: здесь очень много электровелосипедов, самокатов. Я никогда не попадала в аварии, но видела их. Часто это происходит, когда автомобиль поворачивает и не видит самокат, который едет справа. У меня самокат разгоняется до 30 км в час, и этого достаточно, я считаю, потому что на более мощных можно убиться. По моему мнению, за таким транспортом будущее. У меня пока нет семьи, мне не нужна машина, чтобы перевозить детей. Для себя самоката вполне достаточно, учитывая, что расстояния в Израиле небольшие. Плюс, погода позволяет ездить почти круглый год, – считает она.

XS
SM
MD
LG