Ссылки для упрощенного доступа

"Это коррупция по факту". Из онкодиспансера в Коми исчезло оборудование


Коми республиканский онкологический диспансер
Коми республиканский онкологический диспансер

В России в 2024 году завершается пятилетняя программа "Борьба с онкологическими заболеваниями", на которую потрачено около триллиона рублей. Однако в Коми медицинского оборудования для диагностики онкозаболеваний как не было, так и нет. Закупленную в рамках программы технику направили на другие цели: часть аппаратуры, например, пошла на борьбу с коронавирусом. Еще часть не успели закупить из-за введения западных санкций после начала вторжения России в Украину, выяснил корреспондент Север.Реалии.

Пазик, который возит пациентов на томографию в поселок Краснозатонский
Пазик, который возит пациентов на томографию в поселок Краснозатонский

Контрольно-счетная палата Республики Коми в октябре 2023 года обнаружила пропажу оборудования из регионального онкологического диспансера. Аудиторы проверяли использование бюджетных денег, потраченных в рамках федерального проекта "Борьба с онкологическими заболеваниями" ("БОЗ"). Проект, который реализуется в России с 2019 по 2024 год, включает открытие в России более пятисот центров амбулаторной онкологической помощи (ЦАОП) и закупку томографов в сотни диспансеров. Стоимость программы – около 1 триллиона рублей.

В Республике Коми часть закупленной техники – к примеру, аппарат УЗИ стоимостью 3,7 млн рублей – местные чиновники здравоохранения поручили вывезти в инфекционную больницу в период эпидемии коронавируса. Другую часть – эндоскопическое оборудование на 8 млн рублей – отправили в региональную клиническую больницу. Как пояснили в Минздраве Коми, аппаратура не использовалась, так как специалистов для работы с ней в регионе нет.

Подписывайтесь на инстаграм, телеграм и YouTube Север.Реалии. Там мы публикуем контент, которого нет на сайте!

В ожидании врача

Открытие ЦАОПа – центра амбулаторной онкологической помощи –долгожданное событие для жителей Эжвинского района Сыктывкара. Район на 60 тысяч человек, расположенный в 20 километрах от исторической части города, своего онколога никогда не имел.

Осенью 2020 года под центр выделили кабинет в районной поликлинике и закупили оборудование: систему эндоскопической визуализации, бронховидеоскоп и колоноскоп общей стоимостью 8 млн рублей. Новая техника исчезла из медучреждения в сентябре 2022 года: ее отправили в Сыктывкар в клиническую больницу, которая онкобольными не занимается. Как объяснила пропажу техники начальник управления организации медицинской помощи Минздрава Коми Ирина Кондратьева, из поликлиники тогда уволился один из двух врачей-эндоскопистов, поэтому оборудование в ЦАОПе не использовалось.

Эжвинский район развивается вокруг крупного производителя офисной бумаги – "Сыктывкарского ЛПК". Панельные девятиэтажки здесь давно вытеснили советские бараки. Местные депутаты периодически предлагают сделать из района отдельный город, но региональная власть такие вольности не допускает.

Эжвинский район Сыктывкара
Эжвинский район Сыктывкара

Местный пенсионер, 76-летний Василий К. обратился в эжвинскую поликлинику осенью 2022 года. Из-за кризиса с эндоскопическим оборудованием запись к специалистам в сфере гастроэнтерологии тогда закрыли на целый год.

– Он жаловался на желудок, стал терять вес, уже не вставал, ничего не ел. Его супруга вызывала скорую несколько раз за полгода. Врач приедет, давление померяет: "все хорошо, он здоров". На третий раз уже начала орать: "Забирайте! Ему плохо, на глазах же худеет. Я вас не выпущу". Отца отвезли в больницу. Там обнаружили опухоль, – рассказывает дочь Василия.

Осенью 2023 года после очередной госпитализации пациента направили в ЦАОП, где раз в неделю принимает один из онкологов республиканского онкодиспансера.

– Мы пришли первые на прием. Отец сидеть на деревянных скамейках не может, а врач опоздал на 40 минут. Посмотрел и направил больного отца в диспансер в Сыктывкар. Там врач тоже опоздал, на два часа. Отправили на компьютерную томографию – уже в другую больницу. Неделю трепали нервы, посылали в разные стороны. В итоге выписали обезболивающее, поставили "четвертую стадию" и отправили домой, – вспоминает дочь. Через месяц он умер. – Если бы чуть раньше поставили диагноз, может быть, могли бы и операцию сделать.

Коми республиканский клинический онкологический диспансер (КРКОД) имеет сложную логистическую структуру. Четыре корпуса разбросаны по разным частям Сыктывкара. Поликлиника учреждения находится в центре города. Здесь часто можно увидеть пациентов, спящих на лавках в ожидании приема.

Для записи на томографию, то есть сканирование тела на опухоли, придется отправиться в поселок Краснозатонский (просторечно его называют "Затон"). Сообщение налажено: каждые полчаса из центра туда отправляются пазики, которые преодолевают десять километров сквозь лесную трассу мимо заснеженного городского кладбища. Онлайн записи нет.

Объявление по пути в диспансер
Объявление по пути в диспансер

"Стою на учёте уже давно. Сейчас по беременности врач направила на консультацию к онкологу. Ждешь очередь к терапевту, чтобы направление получить у него, потом идешь на Ленина, чтобы тебя поставили в очередь к онкологу, дождешься, онколог отправляет в диагностический центр к другому онкологу за направлением в Затон... Вот уже сколько жду приёма. И так постоянно. Даже чтобы записаться и сделать МРТ. А если у человека нет времени ждать?! Зачем эта вся бюрократия? А ещё говорите о том, что не надо откладывать обращение к специалистам", – задается вопросом жительница Коми на странице онкодиспансера "ВКонтакте".

В Республике Коми ежегодно около 3600 человек умирают от рака. Это не худший показатель по сравнению с другими регионами. По подсчетам НМИЦ радиологии, "грубый" показатель смертности, то есть не учитывающий возраста пациента, в регионе в 2021 году составлял 200 человек на 100 тыс. населения. Лидерами по смертности от новообразований пока остаются Псковская и Тульская области, где этот показатель превышает 240. Лучшие результаты у южных республик – Ингушетии, Чечни и Дагестана – до 80 человек на 100 тыс. населения. Как отмечают эксперты, там диагностика рака у умершего человека осложнена местными традициями, не предполагающими вскрытия.

Приключения электроники

В декабре 2023 года на ежемесячном собрании в Госсовете Коми депутаты слушали доклад о результатах закупок оборудования в рамках программы "Борьба с онкологическими заболеваниями". От имени аудиторов выступал председатель контрольно-счетной палаты республики Игорь Гурьев. Министерство здравоохранения Коми представляла начальник управления организации медпомощи Ирина Кондратьева.

В 2020 году из онкологического диспансера пропал аппарат УЗИ – его забрали для борьбы с эпидемией коронавируса в инфекционную больницу города, сообщил Гурьев. Технику с тех времен так и не вернули. "Аппарат эксплуатировался интенсивно, а потом вышел из строя один из датчиков. Как только аппарат починят, он будет передан в онкодиспансер", – сообщила Кондратьева.

Коми республиканский онкологический диспансер
Коми республиканский онкологический диспансер

В 2023 году на средства программы "БОЗ" диспансер приобрел сервер для хранения снимков ангиографии (это класс методов контрастного исследования кровеносных сосудов) за 3 млн рублей. Однако Минздрав России потребовал вернуть эти деньги, так как посчитал затраты нецелевыми.

– У нас вообще нет ангиографии, и не было никогда. Для МРТ или КТ – вопросов бы не было, – рассказал Север.Реалии сотрудник онкодиспансера, пожелавший сохранить анонимность.

Часть оборудования купить не удалось, так как ценники на импортную технику выросли в три раза после военного вторжения России в Украину. Один из пакетов западных санкций против российских властей тогда включал запрет на ввоз электроники. В сравнении с предложением поставщиков от декабря 2021 года цена на оборудование "в обновленных коммерческих продолжениях в марте 2022 года выросла в три раза: с 3 миллионов до 11,5", – привел пример Игорь Гурьев.

Аудитор обратил внимание, что в Коми нет такого метода диагностики, как позитронно-эмиссионная и компьютерная томография (ПЭТ-КТ), которая позволяет выявлять опухоли на "нулевой" стадии. Представитель Минздрава парировала, что не особо-то он и нужен: "Это вопрос качества диагностики и наблюдения за состоянием больного. На уровень заболеваемости и выявляемость новообразований это оборудование влияние не оказывает". Ирина Кондратьева добавила, что этот метод диагностики будет слишком дорогим для регионального здравоохранения из-за необходимости доставлять на север радиофармпрепараты.

– ПЭТ – это хорошо, но в республике его не проводят, поэтому дают направление в Киров, Москву и Питер. Аппаратов КТ в городе не хватает, учитывая требования к обследованию. УЗИ-аппараты тоже нужны, как и сами узисты, – сообщила Север.Реалии врач одного из двух городских ЦАОПов.

По данным контрольно-счетной палаты, за два года стоимость возмещенных расходов за оказанную медицинскую помощь жителям региона в рамках ОМС в других субъектах РФ составила 20 млн рублей. "Рост онкологической заболеваемости и смертности обусловлен недостаточным уровнем диагностики злокачественных новообразований, ограничением доступности специализированной медицинской помощи, дефицитом специалистов-онкологов", – подчеркивается в отчете ведомства.

Собеседница Север.Реалии работала врачом-радиологом в республиканском диспансере больше 20 лет: с 2001 по 2023 год. У нее редкая специальность, обучиться которой можно только в пяти городах России. На страничке "ВКонтакте" в разделе ее личной информации девиз-цитата "Во времена всеобщей лжи говорить правду – это экстремизм". По ее данным, в конце 2023 года из республиканского диспансера уволились восемь врачей, в том числе и она сама.

– За последние месяцы уволились заведующий абдоминальным отделением, химиотерапевт, радиолог, физиотерапевт, хирург хороший уехал в Питер. Все ушли из-за конфликтов. Люди десятилетиями работали. Поймите, республика не найдет таких специалистов. Отношение к людям скотское, никогда такой текучки не было. У меня претензия была по зарплате, мои талончики на лучевую терапию, за которые платят отдельно, руководство радиологического отделения приписывало себе. Это же коррупция по факту. Я все это нашла, обратилась в суд. Судья начала запрашивать, и мне начислили больше 150 тыс. рублей. К главврачу с проблемой приходишь, он говорит: "Че ты здесь сидишь, я в твоих услугах не нуждаюсь", – рассказывает врач.

Север.Реалии направил запрос руководителю регионального онкодиспансера о том, действительно ли в 2023 году из учреждения уволились эти сотрудники. В ответ руководство попросило обратиться за разъяснениями в пресс-службу Минздрава Республики Коми, поскольку "вопросы касаются не только работы ГУ КРКОД, а и онкологической службы региона". Ответа от министерства пока нет.

Коми республиканский онкологический диспансер
Коми республиканский онкологический диспансер

Как сообщили в контрольно-счетной палате, результаты проверки онкодиспансера и ЦАОПов в Коми аудиторы направили в региональную прокуратуру.

В начале 2024 года о предварительных итогах пятилетки "БОЗ" отчитывались и другие регионы. На пресс-конференции в ТАСС вице-губернатор Санкт-Петербурга сообщил, что благодаря закупленным сканерам ПЭТ КТ и открытию ЦАОПов городу удалось снизить на 2% число умерших от рака в первый год после установления диагноза. "Это сохранение более 1800 жителей нашего города", – подчеркнул чиновник.

XS
SM
MD
LG