Ссылки для упрощенного доступа

"Говорят, что живой". Минобороны не ищет мобилизованного


Пропавший Егор Минин во время срочной службы. Семейный архив
Пропавший Егор Минин во время срочной службы. Семейный архив

Более полугода родственники ищут 21-летнего мобилизованного Егора Минина из Архангельской области, который пропал без вести на фронте в Украине 13 марта 2023 года. Сослуживцы рассказывают, что он был ранен, но выжил. В октябре семье позвонили якобы из СБУ и заявили, что Минин в плену. Родным сказали, в каком городе и СИЗО находится военный, но больше никакой информации о нем не дали. Люди, представившиеся сотрудниками СБУ, сообщили, что четыре раза обращались в российское Минобороны о готовности обменять Егора Минина, но не получили ни одного ответа.

Егорик – так ласково называют сестры Надя и Света своего брата. Детей в их семье пятеро, он самый младший. До начала полномасштабного вторжения в Украину в 2022 году он проходил срочную службу в группе быстрого реагирования Росгвардии. Уезжал жить с девушкой в Краснодар, но вернулся домой и хотел устроиться на завод в Северодвинске. Для этого ему нужна была справка от психиатра, которую можно было получить только по месту прописки. За этой справкой пришлось ехать в родное село Карпогоры в Пинежском районе.

Подписывайтесь на инстаграм, телеграм и YouTube Север.Реалии. Там мы публикуем контент, которого нет на сайте!

Повестку Егору принесли в самом начале мобилизации, в октябре. Ему позвонила сотрудница сельсовета, к которой он ходил отмечаться после армии, и спросила, где он находится.

– Через некоторое время она пришла на этот адрес вместе с участковым, где они и вручили ему эту злосчастную повестку, – рассказывает сестра Егора Светлана.

Полгода он провел в воинской части в Печенге Мурманской области. В начале марта его отправили на фронт, самолетом до Таганрога.

Егор Минин
Егор Минин

– 11-го они вылетели, 12-го мы еще с Егориком общались, 13-го с утра он маме позвонил, а потом сразу же у них был бой. В тот же день прошла информация где-то в соцсетях, что тот, кто рядом с ним был, в госпитале находится с тяжелым ранением, а Егор погиб. Мы тут все чуть с ума не сошли, – вспоминает сестра Егора Надя.

С тех пор сестры по крупицам пытаются собрать хоть какую-то информацию о Егоре. 17 марта в местном паблике в социальной сети "ВКонтакте" появилось первое сообщение о его гибели, но его удалили спустя несколько часов.

– В начале почему-то была разная информация: один говорит одно, другой – другое. Мы постоянно путались, потому что ничего не сходилось. Четверо парней пропали: всех вроде бы нашли, а еще четверых не могут найти до сих пор, непонятно, где они, – рассказывает Надя.

Вскоре выяснилось, что достоверной информации о гибели Егора ни у кого нет – последний раз его все-таки видели живым. Пропала информация о его смерти и из соцсетей.

– Тот, кто был госпитализирован, не сразу пришел в сознание, и только потом сказал, что ничего не помнит, потому что был контужен. И в итоге вроде как все стали говорить, что видели, как в него (Егора) то ли снаряд прилетел, то ли Егор уполз куда-то. И была последняя информация, что вроде как командир их части тоже в госпитале, он был с ними в этом бою. У него тоже была то ли контузия, то ли он в сознание тоже не приходил, но в конце концов он потом сказал, что последнее, что помнит, – как шла эвакуация после боя, и что Егора и еще двух ребят куда-то в кусты утащили. Им делали уколы обезболивающие, перевязывали, и Егор стонал. В итоге все раненые замолчали, а командира увезли, – пересказывает Надя.

СБУ или мошенники?

Летом девушка Егора нашла способ связаться со Службой безопасности Украины. Ей сказали, что никакой информации относительно Егора у них нет, а в сентябре семье поступил звонок. Звонившие представились сотрудниками СБУ. Они сообщили, что Егор в плену.

– Они сказали, что Егорик находится в Ужгороде в плену, сидит в СИЗО №9. По их словам, у него ранение в плечо и контузия средней тяжести. В этот же день мы сразу поехали в районный военкомат. И просили, чтобы эти данные передали в Печенгу, наш комиссариат их отправил. Но наша сторона не признаёт его пленным. Собеседники из Службы безопасности странноватые, но ни денег, ничего они не просили. Мы даже сами спрашивали, а они говорят: "Нет, ничего не надо, это наша работа". Они сказали, что четыре раза отправляли информацию о Егоре нашей стороне, но та почему-то не реагирует никак, игнорирует, – рассказывает Надя Минина.

Вскоре из СБУ сообщили Мининым, что Егора перевели в СИЗО №12 г. Ивано-Франковска и собираются судить по статьям "Незаконное пересечение границы", "Ведение боевых действий на территории Украины", "Посягательство на территориальную целостность Украины", "Геноцид мирного населения" и "Мародерство". За это по совокупности ему может грозить пожизненное заключение.

В распоряжении Север.Реалии есть аудиозаписи разговоров родственников Минина с людьми, которые представляются сотрудниками СБУ. Однако подтвердить, что телефонный номер принадлежит Службе безопасности Украины, не представляется возможным. В открытых источниках пользователи утверждают, что номер принадлежит мошенникам, "которые представляются СБУ". Однако никто из пользователей не уточнил, чего требуют мошенники. Звонившие не просили денег и у семьи Мининых, впрочем, никаких доказательств того, что Егор жив и находится в СИЗО, они тоже не предоставили. Заявив, что Минин в плену, собеседники семьи предлагали обратиться в российское Минобороны, чтобы Егора официально обменяли на бойцов ВСУ.

Сообщения о пропаже российских военнослужащих начали публиковать в различных соцсетях и закрытых каналах в мессенджерах практически сразу после начала полномасштабного вторжения России в Украину. Родственники в попытках получить официальную информацию о местонахождении своих близких обращаются в Минобороны России, местные военкоматы, районные и областные администрации, приемную президента РФ Владимира Путина. Но родным либо месяцами не отвечают, либо приходят отписки, в которых власти говорят, что не могут предоставить никакой информации.

В попытках найти хоть какую-то информацию близкие военных часто обращаются к экстрасенсам, гадалкам, платят огромные деньги людям, которые представляются сотрудниками Минобороны Украины или Службы безопасности Украины. Но эти люди нередко оказываются мошенниками, у которых на самом деле никакой реальной информации нет.

Украинская сторона предлагает родственникам российских военных узнавать о возможном плене военнослужащего через официальные запросы уполномоченному по правам человека в Украине, а также через Единый центр и круглосуточную горячую линии приема обращений от российских военных и их семей проекта "Хочу жить".

Российская сторона часто не сообщает близким военных о том, что их родственник в плену. Если они неофициально узнают, что их близкий в украинском плену, то Минобороны РФ зачастую требует от родственников подтверждения этой информации, как и произошло с семьей Егора Минина.

"Егорик у нас удачливый"

Егор Минин, 2019 год. Семейный архив
Егор Минин, 2019 год. Семейный архив

– Мы уверены, что он в плену. Мы так чувствуем, он нам и снится постоянно. Тем более Егорик у нас удачливый сам по себе. Мы его очень ждем, – говорит Надя.

– К маме приезжали и брали ДНК. По ДНК проверили погибших на том месте, где был бой, и там нет Егора, – добавляет Светлана. – Как мобилизовать, так нашли Егорика у друга на дне рождения в другом поселке. Тогда они быстро все узнали, а как парня забрать обратно, так… Он сам-то еще дитё, какие там военные действия?! Признайте пленным и заберите человека – всё! Нет, никто ничего не признаёт. Как это так?!

Пытаясь признать Егора Минина военнопленным, семья обращалась в Международный и российский Красный Крест, Минобороны, к уполномоченному по правам человека – как области, так и России, однако никаких результатов это не дало. "Проводится работа по установлению его местонахождения", – отвечают родным Минина из разных ведомств.

Попросившая об анонимности представитель одной из российских правозащитных организаций, занимающейся в том числе и возвращением из плена, рассказала Север.Реалии, что родные Егора Минина могут обратиться за помощью к уполномоченному по правам человека в Украине, а также в военную полицию. Север.Реалии направил запрос уполномоченному по правам человека в Украине. На момент публикации ответа нет.

– Поскольку Россия засекречивает каждый чих, очень трудно выяснять любую информацию, даже по пленным. Этот тотальный бардак и плодит мошенников, как тараканов. Теперь (Мининым) надо в полицию писать розыскное (заявление) с особыми приметами: рост, цвет глаз и волос, родинки, шрамы, тату. Приложить фотографию без шапки и места особых знаков, сослаться на звонок, указать номер и дату, – рассуждает юрист.

Дополнение 28.11: В ответ на запрос Уполномоченный по правам человека в Украине сообщил, что не может предоставить информацию о Минине, так как ведомство не ведет учет пленных российских военных.

Тысячи пленных

На прошлой неделе представитель Координационного штаба по вопросам обращения с военнопленными в Украине Петр Яценко заявил, что Россия "заморозила" обмен пленными с Украиной с августа.

– Мы готовы обменивать, у нас сейчас военнопленных много. Наши места содержания заполняются, и нам совсем не нужно держать этих российских военнопленных. Мы с радостью обменяли бы их хоть завтра на наших защитников, – сказал Яценко. – Их (Россию) не интересуют судьбы собственных военнопленных. Они для российской стороны просто разменный материал и мясо для артиллерии.

То, что лагеря для военнопленных и украинские СИЗО заполнены, подтверждает The Times. В то же время Украина официально не называет число российских военнопленных.

В разговоре с Миниными люди, представившиеся сотрудниками СБУ, сообщили им, что всего в плену якобы находится 16 тысяч военных, которых Россия "не хочет менять". Официально российские власти не сообщают, сколько военнослужащих армии ВС РФ находится в украинском плену. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков еще в сентябре 2022 года отказался общаться с журналистами на тему военнопленных, заявив, что у него нет на это полномочий.

4 октября глава так называемой "ДНР" Денис Пушилин заявил без ссылки на источник, что в украинском плену якобы находится только 500 российских военных. Он обвинил украинскую сторону в непредоставлении данных о числе военнопленных. Минобороны России эту информацию не комментировало.

Несмотря на то что ни Россия, ни Украина не называют точные цифры военнопленных, обе страны проводили их обмены. В 2022 году их было около 30, в результате домой вернулись почти 1000 российских военнослужащих. Почему обмены прекратились сейчас, неизвестно.

Военный эксперт Ян Матвеев не исключает, что прекращение обменов могло произойти по нескольким причинам, среди которых недовольство россиян обменом бойцов батальона "Азов". Российские депутаты требовали законодательно запретить обмен бойцов "Азова", которых российская пропаганда называет "нацистскими преступниками".

– Вероятнее всего, до Путина или кого-то еще наверху дошли все это недовольства обменами, той ситуацией с азовцами из Турции (освобожденные из российского плена бойцы "Азова" встречались с родственниками в Турции. – СР). Вот они и решили, что лучше уж не менять. Если, конечно, это не делается тайно – что тоже вариант, – рассуждает Матвеев.

Он предполагает, что обмены прекратили и по политической причине.

– Власти России не хотят давать повода для радости украинцам. 500 человек для такой войны – это немного. Никаких особых дивидендов для армии не будет, а на людей как таковых и их семьи Путину плевать, – говорит Матвеев.

В последний раз Украина рассказала об обмене пленными 7 августа 2023 года – тогда домой вернулись 22 бойца ВСУ. Российская сторона об обмене сообщала последний раз 6 июля, когда домой вернулись 45 военнослужащих.

Россия и Украина скрывают данные и о погибших. Журналистам-расследователям на основе открытых данных удалось подтвердить гибель 37 052 российских военных, участвовавших во вторжении в Украину. В подсчёте использовались некрологи, публикуемые местными властями и близкими убитых, имена с новых могил на кладбищах, новости региональных СМИ.

Общее число погибших российских военных, вероятно, гораздо выше. В России с февраля прошлого года действует военная цензура, сведения о потерях власти относят к секретным и не отчитываются о них. Источники в Белом доме США в августе оценивали число погибших российских военных в 120 тысяч, писала The New York Times.

XS
SM
MD
LG