Ссылки для упрощенного доступа

"Мы его пяди не стоим". Что известно о смерти режиссера Александра Никанорова


Александр Никаноров
Александр Никаноров

В минувшие выходные стало известно о смерти режиссера БДТ Александра Никанорова, его тело было найдено недалеко от поселка Токсово. Те, кто его знал, теряются в догадках, что могло стать причиной гибели 40-летнего режиссера. "Сашу нашли. Повесился в лесу", – написал его друг. Друзья и знакомые Никанорова рассказали Север.Реалии, что у него была депрессия, а в предстоящем театральном сезоне в БДТ для него не нашлось работы.

Сцена из спектакля "Люблю", поставленного Александром Никаноровым в театре ЦЕХЪ
Сцена из спектакля "Люблю", поставленного Александром Никаноровым в театре ЦЕХЪ

Режиссер БДТ Александр Никаноров пропал 21 сентября. Он уехал из дома на велосипеде без документов и мобильного телефона. После трехдневных поисков, которыми занималась полиция и добровольческие отряды, случайный грибник нашел его тело в лесу у посёлка Токсово в Ленинградской области. По сообщениям нескольких городских изданий, в квартире Никанорова обнаружили предсмертную записку, в которой он просил никого не винить в своей гибели.

Александр Никаноров был выпускником мастерской Анатолия Праудина в Санкт-Петербургской госакадемии театрального искусства, после окончания которой учился в магистратуре на Новой сцене Александринского театра под руководством Валерия Фокина и Андрея Могучего. В БДТ служил с 2014 года, был ассистентом и вторым режиссёрам в спектаклях Андрея Могучего, Виктора Крамера, Владимира Панкова, Виктора Рыжакова, Яна Фабра.

Его интересы не ограничивались собственно театром, он работал и над другими проектами, такими как иммерсивное гастрономическое шоу Taste X, "Маршрут "Старухи" (ежегодный спектакль-променад по произведениям Даниила Хармса и ОБЭРИУтов), был в команде по подготовке церемонии открытия Театральной олимпиады 2019 года, в которой участвовали театральные коллективы из разных стран и петербургская труппа "Странствующие куклы господина Пэжо".

Кроме того, Александр Никаноров снимался в телесериалах – "Достоевский" Владимира Хотиненко, а также "Время Синдбада" и "Улицы разбитых фонарей".

Что явилось причиной вероятного самоубийства Александра Никанорова, пока непонятно. В театре разводят руками: режиссер всем казался общительным человеком, хотя и не совсем открытым – соблюдающим некоторую дистанцию. Издание МК, ссылаясь на неназванный источник в театре, выдвигает версию, что ударом для Никанорова мог стать сбор труппы, на котором было рассказано о планах на будущий сезон: в этих планах Александру места не нашлось.

"Андрей Могучий назвал постановки, которые у нас появятся, режиссеров, которые будут их делать. Но дело в том, что в этом списке не был назван Александр. А ведь он очень надеялся получить работу в новом сезоне. Ведь Могучий ещё в 2014 году пригласил его в БДТ, Саша работал как ассистент и второй режиссер над его спектаклями, а также участвовал в постановках Владимира Панкова, Виктора Крамера, даже Яна Фабра. Все сделали вывод, что у него хорошие шансы в БДТ, да и сам он так считал. Но, как ни странно, Могучий самостоятельных постановок ему не давал, и на Сашу смотрели только как на ассистента. Возможно, что невостребованность могла повлиять на него… " – передает издание слова своего источника.

Актер Сергей Лосев, заслуженный артист Российской Федерации, служит в БДТ, с Александром Никаноровым работал в некоторых проектах.

– Он был вторым режиссером, то есть должен был все время следить, чтобы в спектакле все шло хорошо. В его обязанности входило много чего: он был дежурным режиссером на спектаклях, ввод актеров тоже на нем лежал – это когда в спектакль вводится какой-нибудь новый артист. Допустим, заболеет кто-то – и он вводил новых актеров, поскольку хорошо знал почти все наши спектакли. И никогда он не производил какого-то туманного впечатления, был всегда адекватен, так что у всех теперь тяжелое чувство и недоумение от того, что случилось, никто этого не ожидал. Помню, года два-три назад мы с ним делали одну работу для Москвы, которую ему поручили. Там был книжный праздник на Красной площади, посвященный, кажется, Дню книги, книжный базар, и мы, человек пять-шесть, там выступали, все это было очень энергично и весело. И работать с ним было вполне хорошо. Говорю: человек адекватный, не могу понять, что с ним произошло.

На трагическое решение Александра Никанорова действительно могло повлиять отсутствие его имени в ближайших планах труппы БДТ, согласен Лосев.

– Вроде бы спектакли будут ставить ученики Могучего, не знаю, почему ему не поручили ничего самостоятельного. Но опять же, он мне всегда казался совсем не замкнутым, общительным, умным парнем, он помогал актерам, и никогда его личные проблемы не выходили на первый план, просто не помню такого. Он всегда был в работе.

А вообще, что такое второй режиссер – это временное состояние, человек должен из него вырасти в самостоятельную фигуру или так бывает не всегда?

– Ну, вообще-то, я думаю, что ему должна была быть предоставлена хоть какая-то возможность что-то попробовать в театре самому. А вот этого я пока не видел и не слышал – чтобы ему такую возможность давали. Может, это и было причиной его поступка, кто знает. С другой стороны, очень многие через это проходят, годами работают вторыми режиссерами, это обычная практика в театре, и чтобы сделать из нее трагедию, это нужно быть каким-то особо эмоциональным человеком. Я не видел, чтобы его как-то затирали, он всегда казался парнем, понимающим ситуацию. И ведь ему было всего 40 лет, для режиссуры этот возраст – начальный период. Я не знаю, какие у него были отношения с Могучим – может, надо было просто подождать. Но сильно расстроиться он, конечно, мог, как любой человек в такой ситуации, как любой артист, которому не дают ролей.

Театральный критик, попросивший не называть его имени, считает, что трудно объяснить трагедию второй ролью в театре.

– Да, абсолютно никто не обязан был выдвигать его в первые ряды. Так случилось в его профессиональной жизни. Возможно, это несправедливо, но так бывает, – говорит театральный критик, попросивший не называть его имени. – Можно долго оставаться вторым режиссером, можно выбиваться вперед, но все-таки надо иметь определенную психику, чтобы из-за этого вот так поступить в 40 лет.

За годы работы вторым режиссером в БДТ Александр Никаноров поставил три самостоятельных спектакля в других театрах: один – "Гроза" в Камерном театре Малыщицкого и два в театре ЦЕХЪ – "Затмение" и "Люблю".

Сцена из спектакля "Люблю"
Сцена из спектакля "Люблю"

Спектакль "Люблю" (драматический сеанс по пьесе Ивана Вырыпаева "Чему я научился у змеи") высоко оценила театральный критик Евгения Тропп в своей рецензии 2021 года, опубликованной в Петербургском театральной журнале. "Спектакль театра ЦЕХЪ – премьера текста Ивана Вырыпаева, первая встреча пьесы со зрителем, и это событие, на которое однозначно стоило отозваться. Поиск способов сценического воплощения вырыпаевского стиля и одновременно вырыпаевской философии – живой театральный сюжет спектакля "Люблю". Сразу скажу: Александр Никаноров и его команда искали в верном направлении, и на пути им встретилась удача. Соединение в нужной пропорции искренности и иронии, воодушевления и стеба оказалось идеальным для той теплой, "осознанно наивной" мудрости, что излучает текст. Мудрости, ничуточки не боящейся банальности, – написала Евгения Тропп в своей рецензии "Веселая мудрость змеи".

По мрачной иронии судьбы сюжет спектакля – "многословное предсмертное послание, обращенное судовым доктором Генрихом Вальцем, в результате кораблекрушения оказавшимся на необитаемом острове, своему сыну, живущему с матерью в Гамбурге" – сегодня воспринимается эхом трагедии, случившейся с режиссером этого спектакля.

Администратор театра ЦЕХЪ и студентка петербургского вуза СПбГИКиТ Анастасия Меловская работала с Никаноровым на нескольких спектаклях.

– Александр Никаноров был прекрасным режиссером, поставившем в нашем театре удивительный спектакль "Люблю" по Вырыпаеву, – написала Меловская в соцсетях. – Все ещё не верю. Я никогда его не знала близко, но видела на работе. Он всегда был таким улыбчивым. Депрессия – ужасно страшная вещь. У меня все еще нет слов.

Актер Сергей Галич также коллега Никанорова. В 2004 году Галич окончил Санкт-Петербургскую театральную академию и с того времени – актёр БДТ им. Товстоногова.

– Про Сашу могу сказать только одно: он чудесен! – лаконично заявил Галич корреспонденту Север.Реалии.

Актер театра БДТ им. Г. А. Товстоногова Виктор Бугаков - близкий друг погибшего Александра Никанорова. Бугаков окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства в 2013 году. В труппе БДТ с 2018 года. Также Виктор работал с Никаноровым в театре ЦЕХЪ.

– Простите, Саша был моим ближайшим другом, – сказал Бугаков корреспонденту Север.Реалии. – Мы были знакомы с ним с Моховой, с учёбы. Мы были однокурсники. Я сейчас не могу говорить и писать. Могу только выть. Это был наипорядочнейший, добрейший, светлый человек. Нас всех собрать – мы его пяди не стоим. Вот какой человек.

Знакомый Никанорова со времен Академии актер и выпускник СПбГАТИ Артём Томилов учился с ним на параллельном курсе и состоял в чате по его поиску.

– С Сашей мы просто давно друг друга знали, учились в параллели и общались при встрече. Также у нас были общие круги общения. В чате по поиску состоят 300 человек, в частности близкие и коллеги из театрального комьюнити. Но сейчас чат молчит. Люди ждут, пока девочка – лидер процесса даст какое-то обобщение. До этого там писали, что лучше поменьше взаимодействовать с журналистами, но это было во время поиска, – рассказал Томилов.

В своем твиттере Артем написал, что по дороге на электричку до Токсово Никаноров встретил драматурга Алину Шклярскую.

– Они задержались и поболтали о насущном, – отметил Томилов. – Это становится трансформирующим наследием потом. Сашу нашли. Повесился в лесу. Сижу холодный. Мы не были близкими друзьями, но были знакомы 15 лет, всегда тепло общались при встрече, я его как-то заочно всегда любил, потому что Саша излучал добрую энергию. Мне жутко и больно от этой новости, она как-то глубинно вспыхивает внутри…

XS
SM
MD
LG