Ссылки для упрощенного доступа

"Накопление ненависти продолжится"


Алексей Семёнов
Алексей Семёнов

Если верить полномочному представителю Маджлиси Оли (Высшего собрания) Республики Таджикистан Сафарзоде Бахтовару Амирали, "выборный процесс в Псковской области прошёл в рамках закона и международного стандарта избирательных прав, с соблюдением демократических норм". Заместитель Генерального секретаря межпарламентской ассамблеи СНГ Сафарзода Бахтовар Амирали во время трёхдневного голосования посетил несколько участков в Новоржевском и в Бежаницком районах Псковской области.

Международный наблюдатель от высшего законодательного и представительного органа Таджикистана должен неплохо разбираться в соблюдении демократических норм и международных стандартов. Хотя если бы к нам наблюдателем прибыл кто-нибудь из Верховного народного собрания XIV созыва Северной Кореи, то похвала прозвучала бы ещё убедительнее.

Так что выборы в Псковской области прошли ничуть не хуже, чем обычно в Таджикистане. В российский парламент, судя по всему, прошли целых пять партий (по предварительным данным, ЕР, СР, КПРФ, ЛДПР и "Новые люди" – СР), и это значит, что нас в Госдуме будет точь в точь как в Маджлиси Оли. А в Псковском областном собрании так и вообще будут заседать представители шести партий (те же, плюс "Яблоко" – СР).

Российских избирателей можно было разделить на четыре группы. Первые чуть ли не строем шли на избирательные участки в рабочее время – в пятницу. В первый день в Псковской области голосовать явились примерно 90 тысяч человек, то есть семнадцать с лишним процентов. Подразумевается, что это были бюджетники, которым предписали голосовать "как надо".

Свои сторонники есть даже у единороссов, хотя в обычной жизни они стараются в этом не признаваться

Вторая часть избирателей – это те, кто следил за рекомендациями запрещённого "Умного голосования" (следил – не значит, следовал указаниям). Оппозиционных митингов и шествий в последнее время в Пскове не было, но самое массовое шествие в этом году в поддержку Алексея Навального состоялось 23 января. Так вот, некоторые из участников того шествия накануне нынешних "выборов" возмущались рекомендациями "Умного голосования". "Голосовать за тех, кто в одной партии с Захаром Прилепиным? – говорили они. – Уж лучше я тогда проголосую за коммунистов, хотя никогда за них не голосовал".

Третья группа – те, кто старался голосовать не по приказу и не по рекомендациям, а по убеждениям. Свои сторонники есть даже у единороссов, хотя в обычной жизни они стараются в этом не признаваться. Сторонники коммунистов более активны, как и псковские "яблочники". Сторонников партии "Яблоко" заранее призывали приходить на избирательные участки в воскресенье: так вроде бы было больше шансов, что голоса не украдут. Почти тридцать процентов проголосовало в первые два дня, но ведь есть ещё третий день – решающий.

Но и здесь наметился раскол. "А чем эти "яблочники" лучше, чем единороссы?", – спрашивали некоторые, кто сам когда-то был не против голосовать за "Яблоко".

Я точно знаю, что некоторые отказались голосовать за "Яблоко" только потому, что в их списке оказался действующий депутат Псковского областного собрания депутатов Всеволод Козловский (он был сопредседателем и и.о. председателя регионального штаба Общероссийского народного фронта в Псковской области, член фракции "Единая Россия"; Козловского называют сторонником присоединения Донбасса, "крымнашистом" и путинистом).

И всё же самая большая группа была – четвёртая. Они не голосовали ни в первый, ни во второй, ни в третий день. Они так и не нашли своих кандидатов (некоторых соискателей мандата не допустили или зарегистрировали по недосмотру, но потом сняли). Кто-то из потенциальных кандидатов вообще решил больше никуда не баллотироваться, следуя той же логике, которой руководствовалась бабушка Марка Твена из его рассказа "Как меня выбирали в губернаторы": "За всю свою жизнь ты не совершил ни одного бесчестного поступка. Ни одного! Между тем взгляни только в газеты, и ты поймёшь, что за люди мистер Смит и мистер Блэнк. Суди сам, можешь ли ты унизиться настолько, чтобы вступить с ними в политическую борьбу?"

Этот испанский "непредвзятый" наблюдатель считает, что организация выборов в России в условиях пандемии осуществлена "даже лучше, чем в Европе"

Так что, некоторые потенциальные кандидаты решили не унижаться. Те же мотивы, видимо, заставили многих избирателей остаться дома и не голосовать.

Только не думайте, что выборами в Пскове восхищался один лишь представитель дружественного Таджикистана. Провластные псковские СМИ во время "выборов" с радостью публиковали высказывания прибывшего в Псков испанца Фернандо Морагона. Но, правда, это такой особенный испанец: президент созданной в 2015 году Испано-русской Ассоциации по исследованиям Евразии (OHRE), называющий себя "постоянным соавтором RT". На русской страничке "Вконтакте" у Морагона совместные фото с Петром Толстым, с Вячеславом Володиным… Этот испанский "непредвзятый" наблюдатель считает, что организация выборов в России в условиях пандемии осуществлена "даже лучше, чем в Европе", и вообще, восхищаясь псковским Центром общественного наблюдения за выборами, он сказал, что в Испании нет "ничего даже близко похожего". Впрочем, что ещё мог сказать человек, чьи высказывания прокремлёвская пресса любит цитировать в заголовках, например, таких: "Испания должна ориентироваться на Россию".

О такой же прозрачности говорили и другие зарубежные наблюдатели – из Новой Зеландии, Германии… Восхищаться российскими выборами в Псков прислали новозеландского эксперта Грегори Саймонса – не чуждого России человека (он был стипендиатом правительства России, защитил диссертацию "Идеология, создание имиджа и СМИ в путинской России" в Союзе журналистов России). Ещё один иностранный наблюдатель – немец Стэфен Бруно Шаллер – заявил: "Всё прозрачно и ясно, в России прозрачности выборов уделяют даже большее внимание, чем в Европе". А ведь и вправду: прозрачно. Только не в том смысле, который имел в виду герр Шаллер.

Только тот, кто вообще ничего не видит и не слышит, может подумать, что "Единая Россия" пользуется у нас огромной поддержкой. Нынешние "выборы" – это демонстрация силы. Если раньше власти стремились препятствовать свободному выбору исподтишка, то сейчас многие непотребные вещи делаются напоказ – демонстративно. Это безнаказанность как признак доблести. Циничный подход приветствуется. И вот здесь-то, казалось бы, настоящей оппозиции самое время сделать упор на то, что выше политики – на этику.

А в ответ звучало что-нибудь вроде: "Почему я должен голосовать за этого людоеда? Только потому, что он делает вид, что борется с другим людоедом? "

Только это могло бы заставить людей, предпочитавших тихо бойкотировать "выборы", всё же прийти и проголосовать против ненавистных властей. Но для этого требовались другие кандидаты и другие слова и дела. Нынешние оппозиционеры в большинстве своём снова не убедили. Было видно, что многие ведут борьбу за депутатские мандаты, а не за умы и сердца. Одним политтехнологиям противостояли другие политтехнологии. Людям, ссылаясь на некие социологические показатели, указывали, какой кандидат – самый подходящий. А в ответ звучало что-нибудь вроде: "Почему я должен голосовать за этого людоеда? Только потому, что он делает вид, что борется с другим людоедом? "

Чтобы заставить себя прийти на избирательный участок, человек должен ощущать не только брезгливость и не только гнев. Он должен понимать, что его не используют. И ещё он должен видеть выход, который не противоречил бы его представлениям о добре и зле.

Говорят, что не пошедшие голосовать были деморализованы. Может быть, кто-то и был, но определённо, что многим как раз и не хватило морального подхода.

А в результате мы видим во власти всё тех же самодовольных единороссов и тех, кто действует с ними в связке. И это означает, что всеобщее накопление ненависти будет продолжаться. Зато в Испании нет "ничего даже близко похожего".

Алексей Семёнов – писатель

Высказанные в рубрике "Мнения" точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

XS
SM
MD
LG