Ссылки для упрощенного доступа

"Грабеж на ровном месте". Петербург в ловушке мусорной реформы


Петербургские предприниматели направили коллективное письмо председателю Совета Федерации РФ Валентине Матвиенко. В нем говорится, что непосильные "мусорные" поборы наносят удар по бизнесу, фактически силой навязываются договоры на невыгодных условиях с требованием платы за неоказанные услуги. Корреспондент Север.Реалии пообщался с предпринимателями, которые называют происходящее откровенным беспределом и очередным ударом по их бизнесу после пандемии и санкций, введенных из-за войны с Украиной.

С 1 января 2022 года в Петербурге и Ленобласти в рамках "мусорной реформы" начал работу "Невский экологический оператор" – компания-монополист, которая занимается сбором мусора. С ее приходом цены на вывоз твердых бытовых отходов для петербургских предпринимателей выросли как минимум вдвое. Счета выставляются не за фактически вывезенный мусор, а по нормативу, который в несколько раз превышает производимые отходы. Фактически людей заставляют платить "за воздух", утверждают противники мусорной реформы.

В обращении, направленном петербургскими предпринимателями Матвиенко, говорится, что присутствие Правительства Петербурга и Правительства Ленинградской области в списке учредителей АО "Невский экологический оператор", по мнению авторов письма, противоречит антимонопольному законодательству и позволяет коммерческому предприятию использовать государственный ресурс в своих целях. Предприниматели просили заступиться за них и вмешаться в ситуацию, но никакого ответа не получили.

Парень с улицы

Олег Семенченко
Олег Семенченко

– Я, честно говоря, даже немного боюсь огласки, – говорит владелец кафе "Денисов" Олег Семенченко. Я сначала дергался, а теперь вот думаю, что надо, наверное, просто платить. Не зря этого регионального оператора так усиленно все рекламируют, что он такой хороший, так город очищает. За ним, видимо, какие-то уважаемые люди стоят. А я парень с улицы. Как бы себе неприятностей не нажить.

До Нового года у кафе "Денисов" мусор забирала компания "Вэйст Агент". Расчет за услуги осуществлялся по фактически вывезенному объему, и заведение платило 3400 рублей в месяц. Компания, по словам Олега, работала "как часы". Мусоровоз всегда приезжал в установленное время, и проблем никогда не было. Начались они с приходом "Невского экологического оператора", который стал брать деньги за вывоз мусора не по тем объемам, которые накопились фактически, а по утвержденному нормативу. Цифры выросли сначала втрое, а потом почти впятеро.

Вход в кафе "Денисов"
Вход в кафе "Денисов"

– С Нового года мне пришли счета на 11 900 в месяц. А с прошлого месяца тарифы повысили еще, и стало почти 15 тысяч, – говорит Олег. – О повышении даже не предупредили. Просто прислали новый счет и все. Обратной связи никакой. Сколько я ни пытался с ними поговорить, что я не произвожу столько мусора, у меня просто нет такого оборота, – никто не слышит. Ввели нормы и все. Они говорят, что, если хотите рассчитываться по фактическому объему производимого мусора, сделайте свою контейнерную площадку или поставьте контейнер с замком на площадке ЖЭКа. Как это должно происходить, непонятно. Я что там, буду с ключом стоять и ждать машину? Или оставить контейнер и в него будут накидывать мусор все? Люди разбираться ведь не станут. В НЭО делают упор на то, что рассчитать, сколько я мусора произвожу, невозможно. Поэтому вот норматив, тариф – и плати. А с чего платить? Сначала пандемия, потом вот спецоперация.

"Денисов" – небольшое кафе на Петроградской стороне, работает оно уже 26 лет. Пару лет назад основатель заведения Игорь Денисов отошел от дел и передал кафе в аренду Олегу. В период ковидных ограничений заведение не закрывалось ни на один день. Стали работать меньше и переориентировались на доставку, поставили диспенсеры и защитные экраны, получили куар-код. Выполнили все требования, но замок на дверь не повесили и не сократили ни одного сотрудника. После начала военного вторжения в Украину и введения санкций цены на продукты сильно выросли, замечает Олег Семенченко.

В кафе он – человек-оркестр. На встречу с корреспондентом Север.Реалии вышел в костюме повара.

– Я утром еду на закупку, а днем стою у плиты, потому что повара нет сейчас. Иногда приходится посуду самому мыть, потому что мойщица заболела, – говорит ресторатор. – Если бы с меня за мусор просили тысяч пять, это не катастрофично еще. А вот 14–15 очень значимо. Я лучше эту десятку на людей раскидаю, прибавлю им зарплату, чтобы они за меня держались, чем просто отдавать ее в никуда. Повара нашел бы, возможно, если бы смог платить побольше. Они сейчас меньше чем за 60 тысяч разговаривать не хотят даже. Да и в развитие вкладывать что-то нужно. Вот стулья уже пора бы поменять и вообще ремонт сделать. А я не могу, потому что средств на это нет.

Основатель кафе Игорь Андреев занимается бизнесом еще с перестроечных времен и говорит, что с каждым годом делать это в России становится тяжелее. Экономическое давление на бизнес на протяжении трех десятков лет постоянно росло, несмотря на заявления государства о помощи и послаблениях.

– Почему тарифы на вывоз мусора в Москве ниже, чем в Петербурге? Я понимаю, что нельзя сравнивать Петербург с областью. С Выборгом, например. Там город меньше, свои условия. Но Москва и Питер. Москва ведь больше, но там вывоз мусора почему-то дешевле, – недоумевает Андреев. – И разумность самого закона вызывает очень серьезные сомнения. Такое ощущение, что он написан просто для того, чтобы брать деньги. Создал юридическую фирму – отправная точка: все, ты уже мусоришь, наносишь вред окружающей среде. И вообще всей стране вред наносишь тем, что ты есть и решил заняться бизнесом.

На письмо несогласия с выставляемыми счетами, которое Олег Семенченко направил в адрес "Невского экологического оператора", ответ пришел спустя три месяца. В нем говорилось, что компания не влияет на установление тарифов и регулировать их не может. При этом на контакт вживую представители компании, по словам бизнесмена, не идут и просьбы встретиться и обосновать начисление платы за мусор игнорируют. В конце марта кафе прислали счет сразу на 33 тысячи рублей, за три месяца, которые нужно было оплатить в течение 15 дней.

– То есть им три месяца раскачиваться это нормально, они же организация! А я должен быстренько где-то эти деньги найти. И, главное, платить-то не за что. Это как ты пришел в поликлинику зубы вылечить, а тебе говорят: у нас ни материалов, ни специалистов пока нет. Сколько зубов лечить, мы тоже толком не знаем. Но ты все равно заплати сейчас, такие правила, – горько иронизирует Семенченко.

Монополия на мусор

"Мусорная” реформа в Петербурге стартовала 1 января 2022 года. Услуга по вывозу твердых коммунальных отходов из разряда жилищной была переведена в разряд коммунальной, а ответственным за организацию вывоза и правильного обращения с бытовыми отходами стал монополист – региональный оператор по обращению с ТКО – АО "Невский экологический оператор", заменивший десятки перевозчиков, много лет исправно убиравших мусор в петербургских дворах. Работа новой компании началась со скандала, вышедшего на федеральный уровень. В первых числах января Петербург утонул в мусоре. Компания оказалась не в состоянии справиться с уборкой города, коллапс длился месяц. "Невский экологический оператор" был привлечен к административной ответственности за нарушение графика вывоза ТКО, а неубранный город стал предметом многочисленных мемов в социальных сетях и творчества отдельных музыкальных исполнителей.

Целью "мусорной" реформы правительство Петербурга объявило повышение контроля за перемещением твердых коммунальных отходов и недопущение их попадания на несанкционированные свалки. А также увеличение доли отходов, поступающих на переработку с последующим их возвращением в экономический оборот в качестве вторсырья.

После неудачного старта реформы, вызвавшего массовое недовольство горожан, власти Петербурга признались, что планировали начать и завершить переход на новую модель сбора ТКО до Нового года, однако не уложились в сроки. В других российских регионах "мусорную" реформу провели еще в 2019 году, а Москве, Петербургу и Севастополю как городам федерального значения была дана трехлетняя отсрочка на ее реализацию.

"Мертвые поэты" мусорят меньше

Управляющий баром "Мертвые поэты" Александр Жуков новую схему оплаты вывоза мусора называет "оброком", который повесили на бизнес, еле вставший на ноги после пандемии и получивший еще один мощный удар после 24 февраля. Платить заставляют фактически "за воздух", говорит он.

Бар "Мертвые поэты"
Бар "Мертвые поэты"

– По нормативу, который они для меня установили, я произвожу мусора почти на 18 кубов в месяц. Они сами вообще представляют, сколько это?! Ребята, да у меня реально не просто меньше, а раза в четыре меньше получается! – еле сдерживает эмоции бизнесмен. – Лишние 7–8 тысяч рублей для меня тоже принципиальны. Нас только 20 февраля открыли после пандемии, и тут же случилась спецоперация. Цены на алкоголь взлетели на 50%. Но я не могу просто взять и заложить все это в меню. Ко мне ходить никто не будет. Примерно 5–7% заложили, но большую часть пришлось взять на себя, то есть за счет прибыли. После начала "спецоперации" она упала примерно на 12%, но лучше получать меньше денег, чем не получать их совсем. Я же понимаю покупательную способность своих клиентов.

Письмо "Невскому экологическому оператору", в котором высказано несогласие с суммой платежей и способом их начисления, Александр отправил практически сразу же после того, как получил требование с оплатой счета. Однако ни на первое, ни на второе письмо в организации так и не ответили. Бар "Мертвые поэты" уже два года сдает ТКО (твердые коммунальные отходы) раздельно (макулатура, пластик и стеклотара) и платит только за смешанный мусор. Заведение уже девять лет работает с тем же "Вэйст Агентом", и за все это время претензий к качеству обслуживания не возникало.

Александр Жуков
Александр Жуков

– Мне каждый месяц звонит оттуда (из "Невского экологического оператора". – СР) девушка и спрашивает, буду ли я платить. Я отвечаю, что не буду. Мне ясности хочется, а ее нет. К НЭО мне подключиться посоветовали, кстати, ребята из "Вэйст Агента". Сказали, что все равно всех будут заставлять. Если бы я знал, что так получится, не стал бы, конечно, заявку подавать на подключение к услуге. Я ее в декабре подал еще. Решил действовать в рамках закона и сам же пострадал. Остальные коллеги, кто в округе, по старой питерской привычке просто забили и требования "Невского экологического оператора" игнорируют, пока не припрет. Ну и наблюдают, чем у меня дело закончится.

Теперь "Невский экологический оператор" грозит подать в суд на ООО "Управление активами" (юрлицо, руководящее баром "Мертвые поэты"), а Александр Жуков готовит встречный иск, не теряя надежду добиться адекватного начисления платежей и переломить ситуацию "абсолютного бесправия", в которой оказался он и другие бизнесмены. Пока же предприниматель продолжает вывозить мусор, пользуясь услугами "Вэйст Агента", с которым работал с момента открытия заведения и планировал работать дальше.

"Им главное – забрать деньги"

Судиться с "Невским экологическим оператором" намерен и владелец кондитерской "Сладкоежка" Михаил Саксонов, для которого "подарок" в виде кратно возросших платежей за мусор, стал шоком, как и для остальных. Правда, в успех борьбы с новым монополистом петербургского мусорного рынка предприниматель верит не особенно.

Михаил Саксонов
Михаил Саксонов

– Вот то, что мы заплатили за август, – раскладывает Михаил счета на столике, – 60 тысяч. И вот то, что мы платили, когда мусор у нас забирали по факту. В два раза меньше. Иначе как грабежом, я это назвать не могу. На ровном месте. Мы все понимаем, что экология – это важно и необходимо бороться за чистоту, но не в таком же виде. Фактически вывозить мусор можно, да. Такой вариант существует. Только для этого у тебя должна быть отдельная контейнерная площадка, но ее оборудование нужно согласовать с госструктурой – жилищным агентством района, а сделать это практически невозможно.

После начала работы кондитерской с "Невским экологическим оператором" ее хозяину сразу же пришлось разруливать скандал с жильцами дома, их контейнерная площадка была определена НЭО как место, куда заведение может выбрасывать мусор.

– У нас мусор забирали, и мы никакой площадкой не пользовались, продолжает Михаил. – Пришли ребята из НЭО и сказали: выбрасывайте в любой контейнер, который видите. Показали нам площадку в ближайшем дворе. Им же все равно, понимаете, им главное деньги получить. Мы стали выкидывать, жильцы, естественно, на дыбы сразу. У нас в день порядка 10 мешков образуется, а у них там два контейнера всего стоят. То есть мы им все почти и заполняли. Ну, вроде как-то договорились. Мне в итоге пришлось купить три новых контейнера за свой счет. Один запасной. Я еще и дворнику доплачиваю, чтобы он эти контейнеры вывозил на улицу, когда машина приходит.

Кондитерская "Сладкоежка"
Кондитерская "Сладкоежка"

Кондитерская хоть и расположена в самом центре Петербурга – на улице Гороховой, но сверхдоходами, по словам ее владельца, похвастаться не может, и деньги приходится считать. Еще ни одна тяжба с монополистом не заканчивалась в пользу бизнеса, вздыхает хозяин "Сладкоежки". Представители новой компании, занимающейся сбором ТКО, ни в какие нюансы, связанные с этой деятельностью, вникать, похоже, не собираются. Михаилу Саксонову, как и остальным собеседникам Север.Реалии, мусорные платежи просто начислили на общее количество квадратных метров, не разбираясь, где производственные площади, а где торговые. Есть и еще один нюанс.

– У нас договор с НЭО появился только в июле, а до этого мусор еще вывозил "Вэйст Агент". Теперь же НЭО требует, чтобы мы им оплатили все с января. За полгода, в которые они нам вообще никаких услуг не оказывали, понимаете? То есть просто так отдать больше 300 тысяч, – говорит Михаил и, на секунду замолкая, приходит к неутешительному итогу. – Я понимаю прекрасно, что мы в суде, скорее всего, проиграем, но в суд все равно пойду.

Рассказывая о борьбе с новым мусорным оператором, предприниматели в один голос говорят о том, как тяжело дается в России собственный бизнес и что вести его все время приходится на грани.

– Я сам родом из Винницы, в Петербург приехал 15 лет назад, здесь семью создал. Сначала поваром работал долго, потом вот свое дело открыл. Тяжело было всегда, и сейчас тяжело. Цены на продукты растут постоянно, коммуналка растет. Вот ты как будто по лестнице вверх поднимаешься, и на каждом этаже на тебя мешочек дополнительный с грузом вешают. Вроде бы по чуть-чуть, немного. Но в какой-то момент ты понимаешь, что не можешь дальше идти, все. Мне вот звонят из банка сейчас и предлагают резервный счет открыть, а я не знаю, буду дальше работать или закроюсь, – говорит Саксонов.

Корреспондент Север.Реалии направил запрос в адрес "Невского экологического оператора" с просьбой разъяснить, почему c петербургскими предпринимателями отказываются заключать договоры на условиях оплаты фактически вывезенного мусора и навязывают платежи по нормативам, вдвое превышающим суммы за фактически вывезенный мусор. А также почему компания требует с предпринимателей в полном объеме заплатить за те месяцы, когда услуги по вывозу ТКО оказывались бизнесменам другой организацией.

В пришедшем ответе говорится, что если предприниматели хотят платить за фактически вывезенный мусор, им нужно обзавестись не только собственным контейнером, но и собственным местом для накопления ТКО, иначе расчет идет по нормативам. Но, по словам предпринимателей, найти отдельное место для контейнера очень сложно, а в исторической части города практически нереально.

Ответ НЭО на вопрос о разных расценках для разных регионов выглядит туманным: "Порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов … предусматривает… проведение выборочных замеров объемов образования отходов для разных категорий объектов, данные которых используются для расчета нормативов согласно приведенным формулам. При этом в разных регионах неизбежно будет различаться, например, база для расчета … что может влиять на конечный результат".

В НЭО отметили также, что дифференцированное начисление платежей на различные помещения в рамках одного объекта не предусмотрены законодательством. Так что, даже если эти помещения не производят никакого мусора, предпринимателям все равно придется за них платить. При этом договор с НЭО автоматически считается заключенным, а потому оператор вправе выставлять предпринимателям счета с января, даже если они не пользовались его услугами.

XS
SM
MD
LG