Ссылки для упрощенного доступа

Российские эмигранты в Белграде про обострение ситуации в Косове


Плакаты против разделения правительством Косова номерных знаков и личных документов
Плакаты против разделения правительством Косова номерных знаков и личных документов

31 июля Косово и Сербия оказались на грани очередного конфликта. Причиной стали планы властей Косова ввести временные документы для приезжающих граждан Сербии и начать замену сербских автономеров на косовские. В ответ проживающие на севере Косова сербы блокировали дороги вблизи двух ключевых пограничных переходов. Премьер-министр Косова Альбин Курти назвал протестующих "незаконными сербскими структурами", а их действия – провокацией. В Белграде, в свою очередь, выступили с обвинениями в адрес властей Косова. Президент Сербии Александр Вучич заявил, что молится о мире и просит всех, включая сербов в Косове, не делать ничего, что может привести к конфликту.

Одновременно Вучич обратился, как он сказал, "к представителям могущественных и крупных стран, признавших независимость Косова" с просьбой учитывать международное право и ситуацию на местах и добавил, что "сдачи не будет, и Сербия победит". Международные силы безопасности в Косове заявили, что в случае необходимости готовы вмешаться в ситуацию. В итоге власти частично признанной республики приняли решение отложить введение новых правил до 1 сентября. Редакция Север.Реалии поговорила с россиянами, которые уехали в Сербию после начала войны в Украине, о том, как они воспринимают обострение отношений между Сербией и Косовом и не жалеют ли они о том, что бежали от войны именно на Балканы.

"Знакомые сербы пытались успокоить"

– Сперва мы, конечно, сильно испугались – бежали от войны и прибежали к войне. У нас есть билеты в Черногорию, уже собирались взять всё что нужно и остаться там. Но потом мы поняли, что такое обострение – частое явление, и успокоились, – рассказала Север.Реалии Катерина. В Петербурге она работала продюсером на телевидении, после вторжения российских войск в Украину уволилась и уехала в Сербию, в Белград.

По ее словам, сербы "абсолютно спокойно" отнеслись к обострению конфликта на границе с Косовом.

– Многие в Сербии, во всяком случае в соцсетях, обсуждают, что обострение конфликта – это "рука Кремля". Безумный депутат местный (депутат от правящей партии Сербии Владимир Джуканович. –​ СР) вчера заявил, что надо бы начать "денацификацию" Балкан. Мы тоже решили, что это похоже на провокацию, – говорит Катерина. Она следит за ситуацией, но из страны уезжать пока не планирует, в Сербии хочет заниматься IT-бизнесом.

С утверждением о том, что эмигранты из России испугались больше, чем местные, согласен и Владимир Волохонский, действующий муниципальный депутат из Петербурга. С мая он живет в Белграде.

– Знакомые сербы пытались успокаивать, мол, всё нормально, каждый год такое происходит – всё время стягиваются войска, стоят на границе. С одной стороны, это успокаивает, а с другой – мы в России такие же слова друг другу говорили в феврале, – говорит депутат.

Волохонский преподавал психологию в СПбГУ, в сентябре 2019 года стал муниципальным депутатом. Россию покинул после обыска по уголовному делу о "телефонном терроризме", которое полиция активно использовала для преследования оппозиционных политиков и активистов.

Военные на границе Сербии и Косова
Военные на границе Сербии и Косова

Владимир говорит, что, несмотря на тревогу, новый виток эскалации конфликта не подтолкнет его к отъезду из Сербии.

– Люди понимали, куда едут. Страны, в которые уезжают россияне, которые без визового режима, все, как правило, имеют застарелые или даже относительно горячие конфликты. Это и Грузия, и Армения, в которой война была буквально два года назад. На Кипре вообще часть острова оккупирована турками, Турция сама прямо сейчас воюет с курдами в соседней Сирии. Все страны, куда россияне поехали массово, имеют свои проблемы, – считает Волохонский.

Блогер Елена Сушкова в разговоре с Север.Реалии отметила, что многие эмигранты новой волны рассматривают Сербию как перевалочный пункт, и, возможно, для кого-то напряжение на границе послужит все же поводом ускориться в выборе следующей точки релокации. Сама она считает, что люди начали паниковать, "начитавшись российских новостных каналов, которые сильно сгущали краски".

Русские и сербы – братья навек

Сербы известны своим хорошим отношением не только к России и русским, но и к нынешней российской власти.

– Сербия – классная страна, здесь очень любят русских, но именно поэтому сербы одобряют любое действие России. У большинства сербов в голове есть какой-то прекрасный образ России, который к реальности не имеет никакого отношения, – рассказывает редактор проекта "Мы и Жо" Наталья Вахонина. Больше трех месяцев она живет в Белграде, где помогает эмигрантам из России, в том числе с поиском работы. – Если во время разговора сербы узнают, что вы из России, они будут долго говорить о нерушимой дружбе народов, которые они пронесли через века. Но при этом они ориентируются на картинку, которую им преподносит сама Россия. Например, я знакомлюсь с мастером в парикмахерской, он узнает, что я русская, и начинает сразу говорить, как он любит русских и что Мария Захарова из МИДа – классная женщина. То есть они видят другую реальность, и поэтому повторяют слова российской пропаганды. Здесь настолько пророссийская политика, что я даже не знаю, что должна сделать Россия, чтобы сербы от неё отвернулись. Это удивительно, просто фанатичная слепая любовь.

Правда, вспоминает она, однажды сербы "обиделись на Путина", когда тот упомянул, хотя и косвенно, независимость Косова. В конце апреля на встрече с Генсеком ООН Антониу Гутерришем Путин вспомнил решение международного суда по ситуации в Косове и заявил, что "ЛНР" и "ДНР" стали независимыми по аналогии с этим казусом.

– Местная пресса, которая обычно положительно отзывается о Путине, "полоскала" его за неосторожные высказывания. Мол, как он мог назвать Косово отдельной страной – не забудем, не простим. Даже Вучич стал вдруг осуждать действия России, но санкции так и не поддержал, – вспоминает Вахонина.

С тем, что сербы видят "другую Россию", согласен и Владимир Волохонский.

– Поддержка России в Сербии – повсеместная история в силу исторических причин. Их представление о России не соотносится с реальностью, поэтому здесь российская пропаганда более эффективно работает, в Сербии Путина, по-моему, любят даже больше, чем в России, – уверяет депутат.

"Молодые сербы хотят в Евросоюз"

Сербия – страна-кандидат на вступление в ЕС. Процесс присоединения к Европейскому союзу начался в ноябре 2005 года, когда Сербия входила в состав Государственного союза Сербии и Черногории. В мае 2006 года Черногория провела референдум о независимости и отделилась от союза, а Сербия продолжила переговоры с ЕС самостоятельно. В сентябре 2017 года еврокомиссар Йоханнес Хан оценил, что Сербия может получить членство в ЕС до 2025 года.

– Молодое поколение сербов хочет в Евросоюз. Они понимают, какую выгоду это может принести, а поколение за 50 – очень сильно не любят, как они говорят, "всё западное". Они помнят войну в Югославии, которая была относительно недавно, и не хотят "ничего общего иметь с Западом". Для них Сербия отдельно, Запад – отдельно, – объясняет Вахонина.

Молодые люди в Сербии, с которыми ей довелось общаться, положительно отзываются о вступлении страны в Евросоюз, согласна Катерина из Петербурга.

Флаг Евросоюза перед зданием правительства Сербии в Белграде
Флаг Евросоюза перед зданием правительства Сербии в Белграде

Разница взглядов старшего и молодого поколения, а также "историческая любовь" к России сказываются на отношении сербов и к войне в Украине. Одни уверены, что Путин "всё делает правильно и обязательно победит", а другие ходят на митинги против войны.

– У сербов нет определенности в отношении к войне, которую Россия развязала в Украине. Война – это плохо, сербы знают по себе. Но Россия – друг, значит, наверное, делает всё правильно. Периодически проходят небольшие митинги и за ту, и за другую сторону. Схема обычно такая: анонсируют мероприятие в поддержку Украины и против войны, и в это же время или на следующий день быстро собирается митинг за Россию, который выглядит довольно жалко. На улицах иногда можно встретить людей в футболках с портретом Путина, но как правило они из серии городских сумасшедших. Пару раз в месяц проходят благотворительные базары в поддержку беженцев или организации, которая помогает украинцам уезжать в безопасные места, – говорит блогер Елена Сушкова.

Катерина добавляет, что не встречала людей, которые искренне выступают за Путина: на 9 мая "какой-то чудак" исписал все стены буквой Z, но это всё быстро закрасили.

После российского вторжения в Украину русских и русскоязычных в Сербии становится все больше.

– В Сербии очень много русских. По цифрам точно не скажу, но на массовых мероприятиях русскую речь слышишь наравне с сербской. Например, в полиции есть отдел, который занимается выдачей временного вида на жительство, я приходила и видела там целую коробку с паспортами, и 95% из них – "красненькие" российские. Есть же ещё огромный поток людей, которые не делают ВНЖ, они каждые 30 дней выезжают из Сербии и возвращаются назад, чтобы продлить пребывание. Люди приезжают, значит, их всё устраивает, – считает Наталья Вахонина.

Власти России заблокировали наш сайт. Чтобы продолжить читать публикации Север.Реалии, подпишитесь на наш телеграм-канал. Установите приложение Радио Свобода в App Store или в Google Play – в нём доступны все материалы наших сайтов, туда уже встроен VPN. Оставайтесь с нами!

XS
SM
MD
LG