Ссылки для упрощенного доступа

"Сын бьет лежачую мать". Как дети издеваются над стариками


В конце января в Мурманской области полиция задержала мужчину за жестокое избиение пожилой матери. По версии следствия, во время ссоры он руками и ногами бил ее в живот. Женщину госпитализировали в тяжелом состоянии.

Над стариками издеваются и родственники, и сиделки, и соцработники, и даже врачи. Определить точные масштабы проблемы насилия над пожилыми людьми сложно. По данным ВОЗ, в большинстве развивающихся стран жестокому обращению подвергаются 4–6% пожилых людей. В России специальных исследований на эту тему не проводилось.

По данным "Важных историй" (внесены в реестр "иностранных агентов"), в России среди пожилых людей, пострадавших от домашнего насилия, 82% составляют женщин, а 89% агрессоров – мужчины. 80% насильников – ближайшие родственники.

Чаще всего пожилые люди сталкиваются с психологическим (29,3%) и финансовым (22,7%) насилием. О физическом насилии рассказывают только 11,7% пожилых людей, говорится в исследовании московского доктора социологических наук Маргариты Вдовиной.

Для того чтобы помочь пожилым людям в подобных ситуациях, центр "Насилию.нет" запустил программу "Старость без насилия". В рамках нее консультанты и психологи горячей линии проекта рассказывают пожилым людям, что делать в случае физического, психологического, экономического насилия и пренебрежения со стороны родных. Родные, ухаживающие за пожилыми родственниками, тоже могут получить поддержку в центре. Психологи считают, что эти люди часто сталкиваются с ощущением беспомощности, чувством вины и выгоранием, а психологическое насилие с их стороны может быть попыткой справиться со своими чувствами. В конце января у "Насилию.нет" стартовали онлайн-группы поддержки для тех, кто в такой ситуации оказался.

Тема насилия над стариками все еще остается табуированной в обществе. И не все готовы говорить об этом открыто. Многие пожилые люди даже не расценивают происходящее с ними как насилие и не знают, что могут обратиться за помощью, рассказывает координатор Анна Ромащенко.

– К нам на горячую линию звонил один человек, сообщил, что его отец бьет бабушку. Просил совета, что ему делать. Был еще звонок – сын бьет лежачую мать. Другую бабушку избил сын, она ушла от него, приехала к нам на SOS-размещение, но потом, к сожалению, вернулась к сыну, – говорит Ромащенко.

72-летняя Александра обратилась в "Насилию.нет", только когда поняла, что другого пути у нее нет: "Дочь избила, я ушла из дома. Брат выгнал. Подруги поумирали. Идти некуда". До этого она семь лет терпела побои со стороны дочери. Несколько раз дело доходило даже до травм: как-то раз дочь толкнула ее так, что та упала, сломав шейку бедра.

– Я человек неконфликтный и все это прощала, терпела. Настоящих причин, чтобы меня избить, никогда не было. Она всегда придиралась ко мне по мелочам: то тарелку неправильно помыла, то посмотрела не так – все плохо, – вспоминает Александра.

Нигде, кроме "Насилию.нет", ее принимать не хотели: во многих кризисных центрах установлен возрастной ценз до 60 лет, другие же государственные организации закрыты из-за коронавируса. Именно невозможность уйти из дома, где происходит насилие, и зависимость от молодых родственников и делают пожилых людей такой уязвимой группой.

Ирине – пенсионерке из Петербурга, как и Александре, уйти из дома некуда. Она всю жизнь прожила вместе с сыном в двухкомнатной квартире в Купчино. Друзей и близких знакомых у нее нет, муж погиб почти сразу после их свадьбы. Если сыну что-то не нравится, он ее избивает.

– Когда я появилась в их доме, у меня было ощущение, что она его боялась, – вспоминает Наталья, бывшая жена сына Ирины. – Она старалась с ним лишний раз не связываться. Помню, когда бывший муж меня в первый раз привел домой, я думала, что меня ждет знакомство с мамой. Но когда она из своей комнаты вышла, он ее тут же грубо отшил: мол, тебя никто не звал, уходи. Меня это тогда почему-то не смутило. А потом мы как-то про родителей заговорили, и он рассказал, как уже в детстве бросал в маму табуретки, потому что так она его достала. Я тогда не придала этому значения.

А позже муж начал бросать тяжелые предметы во время ссор и в нее.

– В меня полетели телефоны, утюги – все, что было под рукой. Я поняла, что бывший муж не умеет контролировать себя и склонен к насилию. Так было и с его мамой, – делится Наталья. – Я думаю, с ним в детстве было что-то не так. Его воспитывала тетя. Мама почти все время была занята своими проблемами, в частности, пыталась понять, как ей жить после гибели супруга. В итоге ребенок рос брошенным. Видимо, чтобы как-то загладить свою вину, она начала ему потакать. Ему все было можно. Ну хочет сынок бросить в меня табуретку, ну бьет – ничего страшного, можно же отклониться, пригнуться, стерпеть.

Ирина, по словам Натальи, продолжает жить с сыном и терпеть. От разговора с журналистом и от помощи отказывается. Как и многие другие старики – жертвы подобного насилия.

Похожие истории появляются в СМИ постоянно, часто насилие связано с вымогательством у стариков денег: так, например, в конце декабря 2021 года пожилая жительница Оренбургской области столкнулась с побоями со стороны внука, потому что не смогла дать ему три с половиной тысячи рублей в долг. Внук принялся избивать бабушку, требуя деньги. Успокоился он, только когда женщина предложила отдать ему свои последние 300 рублей.

Подобная ситуация произошла в Петербурге в марте 2021 года. 25-летняя внучка избила бабушку за то, что та не дала ей денег на алкоголь. Пенсионерка получила закрытую черепно-мозговую травму и перелом основания черепа и чудом выжила.

Психолог Елена Миськова в "Насилию.нет" ведет группы поддержки для родственников, ухаживающих за пожилыми людьми. Понять, что пожилой человек страдает от насилия, бывает непросто в первую очередь потому, что он об этом редко кому-то рассказывает, особенно если насилие исходит от родственников.

– Если сохранилось общение с друзьями, то пожилой человек может рассказать им об этом по телефону. В остальном возможности куда-то обратиться у пожилых людей сильно ограничены, – отмечает Миськова.

В каждой конкретной ситуации нужно разбираться отдельно, уверена она.

– Здесь нельзя вставать только на одну сторону, потому что важно понимать: родственники, которые ухаживают за пожилыми людьми, часто находятся в очень уязвимом положении. Чем меньше поддержки извне они получают, тем быстрее они выгорают, поэтому насилие тут может являться не осознанным выбором, а происходить из-за срывов, и с этими людьми тоже надо работать, – говорит психолог.

Но родственники – не единственные, кто может совершать насилие в отношении пожилых людей. Очень часто над стариками издеваются сиделки или соцработники. В августе 2021 года в Екатеринбурге, например, сиделка избила 95-летнюю женщину после того, как та попросила измерить ей давление.

Чтобы не допустить подобных ситуаций, Миськова рекомендует родственникам обращать внимание на физическое и психологическое состояние пожилого человека, за которым следит сиделка.

– Иногда пожилые люди сами охотно жалуются на сиделок своим родственникам. В таких случаях речь не всегда может идти речь о реальном насилии, поэтому прежде чем делать какие-то выводы, нужно выслушать обе стороны конфликта. Иногда это просто такой способ коммуницировать с близкими. – говорит психолог, – Пожилые люди испытывают большой дефицит общения. Для них любая коммуникация, в какой бы форме она ни происходила – иногда даже манипулятивной, это все равно общение. Но проблема в том, что, если насилие имеет место, то часто заметить его вовремя довольно сложно. Если только появились уже какие-то синяки или следы удерживания. В остальных случаях можно понять, что имеет место насилие, если пожилой человек, например, склоняет голову, когда вы к нему резко подходите.

XS
SM
MD
LG