Ссылки для упрощенного доступа

Где резной палисад? Деревянная Вологда исчезает на глазах


Дом Засецких в Вологде
Дом Засецких в Вологде

Когда-то черноглазых вологодских красавиц и деревянную архитектуру Вологды белорусские "Песняры" прославили на весь мир. Но сегодня те самые "резные палисады" практически утрачены. Пожары и некачественная реставрация уничтожают кружевной декор, наличники на окнах и резьбу на дверях. Деревянную Вологду пытаются спасти только волонтеры.

Дом купца Назарова, где снимался фильм "Целуются зори"
Дом купца Назарова, где снимался фильм "Целуются зори"

Этот город оставался деревянным вплоть до 60-х годов прошлого века. Здесь можно было встретить все основные типы деревянных особняков: купеческие, мещанские, дворянские, в стилях модерн, ампир или классицизм. Во второй половине XIX века местные архитекторы разработали особый, вологодский стиль: двухэтажный дом, немного вытянутый во двор, с лоджией над крыльцом. Особенное отличие: вологодские дома щедро украшали наличниками, ажурными деталями, карнизами, резными элементами.

Фильм "Целуются зори" вышел на экраны в 1978 году. Почти вся картина – экранизированная пьеса вологжанина Василия Белова – снята в Вологде. В одной из сцен фильма дело происходит во дворе Дома купца Назарова, памятнике архитектуры начала 20-го века. Его называли "Дом со штурвалами" – декор в виде штурвалов во всем городе оставался только на этом здании.

Резьба, которая была на доме купца Назарова
Резьба, которая была на доме купца Назарова

Впервые здание подожгли в 2013 году. Затем пламя здесь вспыхивало еще дважды. От исторического материала почти ничего не осталось. В 2018-м здание ушло с молотка за 1 рубль, и прилегающий к нему участок – за 400 тысяч рублей. Новый собственник был обязан отреставрировать дом в срок до 2021 года.

Место "реставрации"
Место "реставрации"

Реставрация началась со сноса того, что осталось от памятника, – экскаваторами. Позже за это суд вынес исполнителю устное замечание. Сегодня на площадке тишина. Техники и рабочих нет, только залитый фундамент.

Пожары и аварии

– У любого города есть свое лицо. Это, в том числе, его архитектура. Вологда манит путешественников известной песней, и они готовы платить деньги за то, чтоб видеть эти старинные деревянные дома и гостить в них, пить в них чай и восхищаться балкончиками. Необходимо уже скорее проснуться и сохранить в хорошем состоянии то, что еще не сожжено и не порушено. А иначе что же это за лицо такое? – говорит Екатерина Хоботова, градозащитница.

Екатерина Хоботова
Екатерина Хоботова

Сохранившиеся деревянные кварталы сегодня есть на нескольких улицах, в самом центре города. Чуть дальше – новостройки и то, что осталось от старинных зданий – черные скелеты.

Только за 2018 год в Вологде сгорело семь деревянных домов, построенных до революции. Часть из них были выявленными объектами культурного наследия, то есть ждали историко-культурную экспертизу, чтобы стать памятниками. В этом году уже полыхали исторические дома на улицах Герцена, Набережной VI Армии, Мира, Гоголя.

Своего рода летопись из дерева и камня

Жемчужина деревянного зодчества Вологды – Дом Засецких – в самом центре города. Небольшой одноэтажный домик с мезонином, построенный еще во времена правления Екатерины Второй. К счастью, до него не добралось пламя или ковши экскаваторов. Но и руки реставраторов – тоже.

В сентябре 2017 года в центре города сгорело каменное здание на улице Сергея Орлова, известное как "Труд" – по названию спортивного клуба, а исторически – бывшее здание электростанции. Не памятник, но объект средовой застройки.

Уничтоженное здание Труда, сейчас на этом месте пустырь
Уничтоженное здание Труда, сейчас на этом месте пустырь

– Ценные средовые объекты – это не памятники архитектуры. Когда-то они были типовыми, но сегодня едва ли не уникальны. И именно в совокупности таких построек создается неповторимый облик города, которому много лет. Своего рода летопись из дерева и камня, – рассказывает Екатерина Хоботова.

После пожара черный остов здания стоял в самом центре, стыдливо прикрытый баннером "Сохраняя прошлое, строим будущее". Пока через год на площадке не появились экскаваторы.

На защиту памятника встали многие горожане, но отстоять его не удалось. Позже было установлено: работы по уничтожению памятника провели незаконно. Исполнителю назначили штраф – 200 тысяч рублей при предельном по этой статье в пять миллионов.

Сейчас, как и в случае с Домом Назарова, пустырь обнесен забором, за которым – тишина.

Скулябинская богодельня
Скулябинская богодельня

Идем дальше по берегу реки Вологды, и на противоположной набережной – еще одно каменное здание – Скулябинская богадельня. Сооружение эпохи расцвета классицизма в Вологде, построенное в 1780-х годах. Сегодня памятник федерального значения находится в полуаварийном состоянии, по фасаду идут трещины, внутри сильно разрушен, интерьеры полностью утрачены. В 2010 году были проведены противоаварийные работы, но запланированная комплексная реставрация, проект которой есть, так и не была начата.

Реставрация за свой счет

Спасают старинную Вологду сегодня только неравнодушные горожане. Предприниматель Герман Якимов реставрирует за свой счет уже третий дом-памятник.

Герман Якимов
Герман Якимов

– Думал, на реставрацию уйдет несколько месяцев, а в итоге ушло четыре года. Работы оказалось намного больше, чем казалось вначале, но раз взялся – нужно делать. И процесс затянулся, с каждым днем было все интереснее, – рассказывает Якимов. Первым его проектом был Дом с лилиями на улице Чернышевского, построенный в начале ХХ века крестьянином Черноглазовым. На первом этаже в то время размещался трактир, в период Великой Отечественной войны в доме работал райком партии. В последние годы здание пустовало.

Дом с лилиями
Дом с лилиями

В процессе реставрации открылась изразцовая печь, редкая стропильная система с вертикальными балками, висящими в воздухе. И одна из самых интересных деталей – двери с резными украшениями – лилиями. Символично, что сейчас в здании расположен магазин цветов, как и в другом на этой же улице Чернышевского, которое тоже отреставрировали за счет Германа Якимова, – в Доме Извощикова.

Много лет вода текла внутрь, под обшивку. Из-за этого все прогнило

​Дом Извощикова состоит из деревянной и кирпичной частей. Этот памятник культуры регионального значения 19-го века тоже преподнес сюрпризы, но уже не столь приятные. Под обшивкой реставраторы обнаружили полностью прогнившие стены – оригинального материала сохранилось около 10%.

– Конструкция крыши такая, что там два уровня, – рассказывает реставратор Владимир Новоселов. – Один был поврежден, и много лет вода текла внутрь, под обшивку. Из-за этого все прогнило. Но хорошо сохранились другие детали: дверные колоды, пять дверей с резным завершением.

В деревянной части дома инвестор сделал кафе и небольшой музей истории дома – тоже общая деталь всех зданий, за которые берется Герман Якимов.

Дом Извощикова
Дом Извощикова

Его третий проект, где работы начались совсем недавно, – деревянный флигель усадьбы Дружинина, федеральный памятник. Здание, которое известно вологжанам как дом, где жил прототип Джеймса Бонда, Сидней Рейли – британский разведчик, действовавший в России в начале прошлого века, которого называли "король шпионов". Именно в этом доме в начале прошлого века располагалось английское посольство, когда Вологда стала дипломатической столицей. Здание сильно пострадало уже не от разрушений и стихий, а от рук других, явно недобросовестных реставраторов.

Владимир Новоселов
Владимир Новоселов

– В этом доме, когда сняли обшивку, оказалось, что все бревна заменили на брус. Реставрация, точнее, можно сказать, уничтожение памятника, произошла в 80-х годах прошлого века. Хорошо, что остались окна с прежней необычной расстекловкой, только изменили их размер, заменили колоды. Мы их воссоздадим по старинным технологиям из цельного дерева. Все будет восстановлено в соответствии с историческими параметрами – их установили по сохранившимся фотографиям. Восстановим и необычную входную группу с балконом, – обещает Новоселов.

"Том Сойер Фест" в Вологде

Фестиваль "Том Сойер Фест" – проект, который родился несколько лет назад в Самаре и широко шагает по стране. Вологда впервые присоединилась к нему в 2018 году. Такие работы нельзя назвать реставрацией – добровольцы только шкурят и красят дома. Но облик города меняется значительно. Особенность проекта в том, что работы ведутся на жилых домах, которые признаны памятниками. В 2018-м цвет обрел дом на Благовещенской, 22.

Дом на Благовещенской, который покрасил Том Сойер Фест
Дом на Благовещенской, который покрасил Том Сойер Фест

– Идея провести "Том Сойер Фест" пришла к нам после того, как в очередной раз сгорело несколько памятников, да и просто видно, как много домов находятся в плохом состоянии, и если мы можем помочь хотя бы одному из них, то надо это просто брать и делать, – рассказывает Екатерина Хоботова, один из организаторов "Том Сойер Феста" в Вологде.

Будущее растет корнями из прошлого

Сейчас ведутся работы в доходном доме Алаева, также постройки конца 19-го – начала 20-го века. Все это знаковые дома, которые находятся на центральных улицах. Они превращаются в яркие акценты, здания, с которыми фотографируются туристы и местные жители.

– Главное, что это не новодельные дома, а старинные, атмосферные, со своей историей, они позволяют верить в то, что у деревянной Вологды все-таки есть будущее, – говорит Хоботова. – И будущее это – то, которое растет корнями из прошлого.

В 2016–2017 годах в Вологде началась работа над границами исторического поселения. В конце прошлого года их, наконец, утвердили. Вологодский областной комитет по охране объектов культурного наследия считает, что это наведет порядок в сфере охраны исторической среды.

– В документе описано, что в эту среду входит, разделено по типам, это называется предметом охраны исторического поселения. Теперь реконструкция и строительство зданий в границах исторического поселения будут невозможны без согласования, – говорит Даниил Русанов, главный консультант комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области.

Вологда еще может стать городом, в который будут стремиться попасть

В Вологодской области тринадцать исторических поселений. Из них три имеют статус федерального значения – Великий Устюг, Белозерск и Тотьма. Теперь в этот список может войти и Вологда: в августе этого года документы о присвоении областному центру статуса исторического поселения направили в Минкульт. Региональные власти надеются, что это поможет получить финансовую поддержку из федерального бюджета на сохранение объектов историко-культурного наследия, для начала – на реставрацию ансамбля Вологодского кремля.

Тем временем, не дожидаясь поддержки от Москвы, Екатерина Хоботова уже составила целый список домов для следующих "Том Сойер Фестов".

– Вологда может, еще может стать городом, в который будут стремиться попасть, – говорит Екатерина, – где в исторических домиках будут открываться милые ресторанчики, гостиницы, мастерские. И не только для приезжающих. Но и для местных.

XS
SM
MD
LG