Ссылки для упрощенного доступа

"Никто не будет решать". Путин не помог семье с 11 детьми


Коля, Федя и Лиза Буздаковы
Коля, Федя и Лиза Буздаковы

В июне 2019 года у многодетной семьи Буздаковых сгорел дом в деревне рядом с Великими Луками. С тех пор 11 детей и двое взрослых ютятся на 26 квадратных метрах, где нет ванной, централизованного отопления и горячей воды. Решение суда, обязывающее обеспечить семью жильем, районные власти не выполняют. Корреспондент сайта Север.Реалии выяснил, что многодетная мама Светлана Томилена несколько раз обращалась к президенту Владимиру Путину, но толку ноль.

Сгоревший дом в деревне Филатиха
Сгоревший дом в деревне Филатиха

Черный остов дома в деревне Филатиха видно издалека. Обгоревшие доски торчат из-за вишен с набухшими зелеными почками и раскидистыми яблонями.

– Я до сих пор в шоке. Не знаю, как это могло произойти. Столько лет он у нас стоял! Даже мысли не было, что с нашим домом что-то может случиться, мы его даже не страховали, – говорит мама 11 детей Светлана Томилена.

"Я не знала, что на пепелище еду"

Она жила здесь вместе с детьми, двумя сестрами и восемью племянниками с 2004 года. Тогда разошлись ее родители, и 25-летняя Света вместе с сестрами и племянником обменяли двухкомнатную квартиру в Великих Луках на дом в Филатихе, в шести километрах от города. У нее на тот момент уже были четырехлетний сын Антон и гражданский муж Михаил Буздаков, а у ее сестры Натальи – двое детей. Чуть позже в дом переехала и третья сестра Марина с тремя детьми.

Антон, Паша и Никита
Антон, Паша и Никита

С каждым годом жильцов становилось все больше: в 2019 году у Светланы уже было 10 детей, у сестер – пятеро и трое. 17 июня 2019 года дом сгорел.

– Я была тогда беременна Леночкой, – рассказывает Светлана, которая в момент пожара жила с детьми на даче. – Повезла нам в Филатиху столы – учебный и кухонный. Приезжаю, а дома нет – все сгорело, все черное. Со мной трое детей было: "Мама, что это? Мама, как? Мама, наша Филатиха сгорела!" А мне что им отвечать? Я же сама не знала, что на пепелище еду.

Вызвали пожарных. Всего три раза звонили, а те приехали не сразу

Пожар в доме случился ночью. Очевидцы рассказали Светлане, что все началось около четырех часов утра. Огонь увидела одна из сестер, когда пошла в туалет.

– Открыла дверь, а оттуда дым идет. Там огонь! Хорошо, успели схватить документы, детей и выскочили на улицу, – пересказывает Томилена рассказ сестры. – Вызвали пожарных. Всего три раза звонили, а те приехали не сразу. Чуть ли не около часа пришлось ждать, хотя деревня рядом. Прибыли три машины, но только одна с водой. Две посмотрели на дом и уехали набирать.

Дом после пожара
Дом после пожара

К приезду пожарных горел основной дом, пристройки были целы. Но спасатели, не обращая внимания на просьбы хозяев спасти хоть что-то, основное внимание уделяли дому – сгорело в результате все.

"Дети очень мерзли"

После пожара беременной Светлане и десяти детям пришлось спешно искать съемную квартиру. Но сдавать жилье такой большой семье никто не хотел.

– Снять жилье у нас стоит от 10 до 15 тысяч рублей, но когда узнают, сколько детей, не сильно хотят сдавать или еще что-то там. Особенно те, у кого мебель – говорят, дети попортят что-то. Мы и в прошлом году такое проходили, – говорит многодетная мама.

Детям даже уроки делать негде

Прошлое лето они прожили на даче – это щитовой неутепленный дом площадью менее 20 квадратных метров. Одна комната на первом этаже, другая – мансардная. Семья продержалась там до октября, хотя холодно было уже в конце августа. Топить чугунку приходилось и днем, и ночью, потому что "ветер выдувал все и дети очень мерзли".

Вернулись в город осенью, стали искать, где жить. У родственников мужа есть квартира в 26,4 квадратных метра, которую они арендуют по договору социального найма. Квартира требует ремонта, там нет ванной, а вода только холодная. 11 детей и двое взрослых физически не могут там разместиться.

Данила и Денис
Данила и Денис

– Тут только спальные места: в каждую из комнат помещается только разложенный диван. Не то что поиграть, даже уроки делать негде, потому что стол некуда ставить. Пришлось детей записать в интернат, где они учатся до семи вечера, домой приезжают только спать. Невозможно так жить, – показывает Светлана.

Мыться семья ходит к бабушке. Та серьезно болеет, поэтому Буздаковым постоянно приходится искать запасные варианты: иногда удается побыть у крестного, иногда – у друзей за городом.

– Дети мучаются, они у меня домашние очень. Один раз задержалась, чуть позже забрала из интерната, так они плакали все – лучше тесно, но с мамой и дома, – переживает Светлана.

"Это та, которая президенту написала"

Решать проблему с жильем она начала еще до пожара, в 2014 году, когда детей было еще семеро, а места уже не хватало. Собрала документы и встала в администрации Великолукского района в очередь на получение жилья для многодетных. Тогда ей пообещали, что через пять лет дом у нее точно будет.

Через два года Светлана решила напомнить о себе и пригласила местных чиновников в Филатиху. В гости приехала комиссия из восьми человек и признала дом непригодным для проживания. Сотрудники администрации обратили внимание на трещины в цоколе, отсутствие гидроизоляции на крыше, проблемы с окнами, старую открытую проводку, не соответствующую СНИПам, требующую починки печь.

Участок, выделенный многодетной семье
Участок, выделенный многодетной семье

И после этого пропали. Но Томилена продолжала требовать положенного по закону и даже ездила в Москву в приемную президента. Там ее выслушали, прислали письменный ответ: "Решение вопросов, поставленных вами в ходе личного приема, входит в компетенцию администрации Великолукского района".

Я сколько ни писала президенту – ответ один: направляют к нам район

– Когда первый раз обратилась в Москву к президенту, а потом пришла в нашу администрацию, на меня чуть ли не пальцем все вокруг показывали и говорили: "Смотрите, это та, которая президенту написала". И глава района Сергей Петров потом на приеме мне заявляет: "Куда хотите пишите, все равно придет ко мне. Никто не будет решать, кроме меня!" А потом я сколько ни писала президенту и ни ездила – ответ один: направляют к нам район, – разводит руками многодетная мама.

Она приходила к главе района буквально через день после пожара в 2019 году, тот выдал материальную помощь – 1250 рублей.

– Понимаете, он такой: "Знаю, что вы написали заявление на помощь. Можете знать, что я его одобрил. Какая-никакая, а помощь. Может, на эти деньги не построитесь, но помощь будет". И представляете – 1250 рублей! Что я на эти деньги могу купить? Всем детям по паре носков если только! – возмущается Светлана.

После общения с главой она пошла в прокуратуру, та подала в суд на администрацию района. Представители администрации на заседании пояснили, что если выдадут жилье семье с 11 детьми, то нарушат права других очередников.

– У них столько же детей и дом сгорел? – поинтересовался судья Иван Паршин.

Чиновница сказала, что точно не знает.

Судья заметил, что доводы об очередности не основаны на нормах права и не могут быть основанием для отказа истцам. Суд обязал администрацию Великолукского района предоставить Светлане Томиленой жилье на условиях социального найма и отдельно подчеркнул, что оно должно соответствовать нормам площади на одного человека.

Светлана Томилена
Светлана Томилена

Чиновники попросили у суда годовую отсрочку, но получили отказ. Делу это, впрочем, не помогло. Суд состоялся в ноябре, с января исполнительный лист у судебных приставов. Сейчас Светлана вместе с прокуратурой планирует обжаловать их бездействие.

– Я не знаю, чего ждет глава района Петров. Может чуда какого-то? Что я клад найду и сама себе дом куплю? А иногда мне кажется, может, мстит за то, что я всюду обращаюсь и к президенту езжу? Он на приеме говорит: "Я на вас обижен, конечно, что вы жалуетесь на меня, везде пишете. Но я все равно пойду навстречу". Как? Где? Я не знаю, где он идет навстречу, – недоумевает Светлана.

Представились и говорят: "Вам не нужна корова?"

По ее словам, глава района объясняет, что не может выполнить решение суда и выдать ей жилье, потому что в бюджете муниципалитета нет денег.

– Я месяц назад была у него на приеме, говорит, у них на счету ноль рублей ноль копеек. Помочь они ничем не могут, ждут помощи от губернатора, написали ходатайство. Снова будут тянуть, – уверена многодетная мама.

Младшая Леночка
Младшая Леночка

Неделю назад ей позвонили из областной администрации и предложили корову.

– Представились и говорят: "Вам не нужна корова? Мы понимаем, что вы пока в городе, но может, потом?" Я говорю: "Какая корова? Куда? Зачем?" – не понимает Светлана.

Глава Великолукского района Сергей Петров в разговоре с корреспондентом сайта Север.Реалии тоже сослался на отсутствие денег.

В нашем районе первичного нового строительства нет

– Мы постоянно Светлане помогаем, материальные помощи у нас небольшие. Есть исполнительное производство, обязывающее нас приобрести ей необходимый жилой фонд, а ей положено более 200 квадратных метров, потому что это большая семья. В нашем районе первичного нового строительства нет, и на вторичном рынке таких площадей тоже нет, и бюджет нашего района программно-дотационный. Поэтому я обратился к губернатору Михаилу Ведерникову с просьбой оказать финансовую помощь либо напрямую Светлане, либо муниципалитету для приобретения жилья, – сказал Петров.

"Где четыре, там и пять"

Самому маленькому ребенку Светланы сейчас 5 месяцев – Лена родилась через три месяца после пожара. Многодетная мать признается, что такая большая семья не была ее целью.

Он считает, что вот, если есть ребенок, то он есть

– Я, конечно, столько не хотела. Мы хотели девочку, у нас первая дочка стала шестым ребенком. А потом… Если честно, это не было запланировано. Дело в том, что у нас еще папа такой, он считает, что вот, если есть ребенок, то он есть. Он против абортов. Хотя он не баптист, ничего. Когда его спрашивают о том, как удается жить, отвечает, что где четыре, там и пять, – рассказывает мать семейства.

Страница "Дети" у Светланы в паспорте
Страница "Дети" у Светланы в паспорте

– Мы все время надеялись на то, что вот пусть сегодня-завтра потерпим, туда-сюда помотаемся, а потом дадут. Еще думали на участке для многодетных построиться, а там просто поле и два маленьких деревца. Подъезда к участкам нет, ров вдоль дороги. Как хотите и что хотите делайте – ни света, ничего. Как вы будете – ваши проблемы. Я бегала два года по поводу электричества. В том году подвели столбы. Пугает это, и что? Дети есть, от них уже не откажешься. Свое родное, и вообще. И пугает, и надо как-то дальше жить.

– А материнский капитал?

– Его можно получить один раз. У меня он есть, планировали потратить его как раз на строительство на участке. Но, конечно, там не хватит. Еще есть региональные 100 тысяч, такими же сертификатами, деньги на руки не выдают. Просто как бумажка лежат.

– Пособия как многодетным вам платят?

Дети уже осознают, конечно, что тесно

– Детские – две тысячи с чем-то, многодетные – три тысячи с чем-то. Еще получаю на одного выплаты, которые до полутора лет – там около пяти тысяч рублей, и до трех лет – там около 10 тысяч рублей. Всего вместе получается около 40 тысяч рублей. У нас папа работает, старается зарабатывать и там, и там. Работает водителем в фирме "Светоч", в нескольких такси и ремонты делает. Но это сезонная история, иной раз в месяц вообще ничего не приходит по ремонтам этим.

– Еще детей не планируете?

– Больше не собираемся. Дети уже осознают, конечно, что тесно. Они слышат наши разговоры и все усиленно ждут дом. Уже чуть не каждый день спрашивают: "Мама, а нам дом дали?"

XS
SM
MD
LG