Ссылки для упрощенного доступа

"Репрессивный каток в стиле 30-х". Восемь лет по делу БАРСа


"Балтийский авангард русского сопротивления", Калининград
"Балтийский авангард русского сопротивления", Калининград

В Калининграде в пятницу суд вынес приговоры участникам группы "Балтийский авангард русского сопротивления" (БАРС), которые находятся под арестом с осени 2017 года по обвинению в попытке захвата власти. Как сообщил адвокат Дмитрий Динзе Север.Реалии, лидер группы Александр Оршулевич осужден на восемь лет лишения свободы, Игорь Иванов и Александр Мамаев получили по шесть лет. Николай Сенцов осужден на три года и освобожден в зале суда, поскольку отбыл этот срок в СИЗО.

Александр Оршулевич в день вынесения приговора
Александр Оршулевич в день вынесения приговора

Группа БАРС – движение монархистов-маргиналов, адептов Русской православной церкви за рубежом. Четверо калининградцев были арестованы осенью 2017 года. Их обвиняли в создании и участии в террористическом сообществе, призывах к экстремизму, хранении оружия и взрывных устройств. По версии следствия, обвиняемые собирались захватить власть в регионе и присоединить Калининградскую область к Евросоюзу.

Это дело о терроризме в конце ноября 2019 года начал слушать 2-й Западный окружной военный суд. Выездные заседания проходли в Балтийском флотском военном суде в Калининграде. Поначалу они были открытыми, и о ходе суда активисты подробно писали в соцсетях. Некоторые даже узнавали тайных свидетелей, несмотря на всю их секретность. В феврале 2020 года судья Михаил Кудашкин потребовал перестать комментировать дело в интернете, а потом закрыл заседания для нескольких особо активных общественников. С марта из-за пандемии коронавируса процесс закрыли окончательно.

Людмила Зелинская
Людмила Зелинская

– Секретных свидетелей готовило следствие. Суд опрашивал их подробно. Они путались в показаниях, свои слова подтвердить ничем не могли, – говорит общественница Людмила Зелинская, которая активно посещала слушания до запрета судьи. – Сначала суд выгонял слушателей за малейшее нарушение тишины, так как процесс многолюдный. Потом удалили всех из-за коронавируса.

Перед оглашением приговора активисты сделали коллективное заявление, где потребовали для членов БАРС справедливого суда, а заодно напомнили про "несостоятельность и анекдотичность показаний тайных свидетелей", поясняет Зелинская.

"Те, кто будут выносить приговор, должны помнить, что близится и час окончания нынешней исполнительной власти, по нашему убеждению – преступной. Этот приговор будет приговором и им самим. От того, насколько приговор будет соответствовать букве закона и сути права, будет зависеть также судьба тех, кто в буквальном смысле выдумал это дело и "дотащил" его до суда", – написали активисты.

В целом половина судебных заседаний шла без слушателей, говорит адвокат экс-лидера БАРСа Александра Оршулевича, Михаил Уваров.

Монархисты за решеткой

Участники БАРС были задержаны на пике борьбы с "германизацией". В 2017 году журналисты государственного телеканала активно "боролись" в своих сюжетах со всем немецким, и "барсовцы" в изображении пропагандистов представали чуть ли не фашистами.

Между тем, члены БАРС неоднократно заявляли, что выступают как раз против фашизма и экстремизма. В Калининграде они проводили исключительно мирные акции – против коррупции, в поддержку политзаключенных, организовывали "Русские марши". Все участники БАРС – прихожане Русской православной церкви за рубежом, они называли себя русскими националистами, но выступали за возвращение Калининграду исторического имени Кенигсберг и восстановление немецкого Королевского замка в центре города, который был снесен в советские годы. Большого числа последователей в регионе организация не имела.

Александр Оршулевич перед телекамерами
Александр Оршулевич перед телекамерами

В мае 2017 года был задержан Александр Оршулевич, на тот момент возглавлявший БАРС, а также его духовник, пожилой священник отец Николай (Александр Мамаев) и активист Игорь Иванов. При обыске у них нашли трафареты и листовки с антипутинскими лозунгами. Активисты заявили, что все это им подбросили. В ходе судебного разбирательства экспертиза не обнаружила их отпечатков на этих трафаретах и листовках.

Группа, как написано в обвинении, собиралась захватить Калининградскую область для передачи ее в Европейский союз

Сначала активистов обвиняли в создании экстремистской организации и участии в ней. Но скоро был задержан калининградец Николай Сенцов. По словам бывшего адвоката БАРС Марии Бонцлер, Сенцов вообще не имел отношения к монархистам, однако он интересовался историей и собирал макеты вооружений. После его задержания обвинение в отношении "барсовцев" было переквалифицировано с экстремистской статьи на терроризм.

– Знакомства непричастного к БАРСу Сенцова с членами организации оказалось достаточно, чтобы пристегнуть его к этой группе, подбросить ему парочку гранат и патронов. И теперь эта группа, как написано в обвинении, "путем проведения террористических актов" собиралась захватить Калининградскую область для передачи ее в Европейский союз, – говорит Бонцлер.

Михаил Уваров
Михаил Уваров

– Когда задержали Сенцова, у него при обыске нашли гранаты и патроны и посчитали, что он являлся членом БАРС. И начали придумывать обстоятельства, его роль для нового фигуранта, что это "скрытое крыло", цель которого – обеспечить оружие для революции. Революция – с семью патронами и одной гранатой, – говорит Михаил Уваров, адвокат Оршулевича.

Тогда Александра Оршулевича обвинили в организации террористического сообщества, остальных – в участии в этом сообществе. Страйкбольные тренировки обвиняемых в ФСБ посчитали "отработкой захвата власти".

Однако доказать "терроризм" не удалось: 1 апреля 2020 года суд по ходатайству прокуратуры вернул подсудимым экстремистскую статью. Обвинение запросило для них реальные сроки: Оршулевичу наказание в виде 10 лет колонии, Александру Мамаеву и Игорю Иванову – по семь лет колонии. Николаю Сенцову запросили шесть лет колонии-поселения.

Лжесвидетели под псевдонимами

По словам Уварова, смягчение статьи в отношении "барсовцев" может быть связано с показаниями тех самых секретных свидетелей, которых нашло обвинение. Защите удалось доказать суду, что показания некоторых из них не имеют ничего общего с реальностью. Засекречены были пять человек, они давали показания под псевдонимами. Но некоторых из них подсудимые узнали по манере разговора.

– Например, узнали провокатора, который был внедрен в БАРС, ходил с ними на митинги и акции и провоцировал на какие-то действия, все это записывалось на диктофон, видео. И Оршулевич тогда резко реагировал, осаждал эти провокации, – рассказал адвокат.

Активисты группы БАРС
Активисты группы БАРС

Еще один свидетель под псевдонимом "Рюрикович" сообщил, что якобы слышал, как заключенные, находясь в СИЗО, переговаривались между собой из одиночных камер – рассказывали о целях БАРС и планировали "восстановление монархии и свержение власти", говорит Уваров.

– Судя по его показаниям, они переговаривались через какие-то вентиляционные шахты. Это смешно звучит, но свидетели давали такие показания публично, при слушателях, – рассказывает адвокат.

Представляете – поток сознания: "терроризм, экстремизм, хотели свергнуть власть"

По словам Уварова, в качестве секретных свидетелей на суде выступали и совершенно посторонние люди, в принципе не имеющие отношения к БАРСу.

– Это лжесвидетели, подставные люди. Им сторона обвинения просто дала информацию, они, видимо, что-то почитали, ознакомились с делом и выдавали негативную информацию в отношении подсудимых, без конкретных обстоятельств. Представляете – поток сознания: "терроризм, экстремизм, хотели свергнуть власть". Но не могли назвать ни время, ни дату, – говорит Уваров. – Я думаю, удалось показать, что это лживые показания, поэтому произошел перелом.

Один из "засекреченных" заявил, что Сенцов является членом БАРС и имеет некие "припрятанных схроны и тайники с оружием", рассказывает активист Олег Саввин. Он хорошо знаком с обвиняемыми, совместно с ними он участвовал в протестных акциях в городе. На процессе он был свидетелем со стороны защиты.

– Следствие волюнтаристским образом отнесло Сенцова к БАРСу, привязало его к делу – так и была выстроена легенда о "террористическом сообществе", на чём и базировалось обвинение. Но стороне обвинения после заслушивания всех свидетелей ничего не оставалось, кроме как изменить квалификацию, чтобы хоть как-то спасти своё положение, – считает Саввин.

Олег Саввин
Олег Саввин

По его мнению, доказательную базу обвинения разрушили, в том числе, эти "спецсвидетели".

– В деле БАРС свидетели обвинения своими показаниями ещё больше "утопили" и без того несостоятельное обвинение, – говорит Саввин. – Судья Кудашкин испытывал явное раздражение от того, что ему подсунули это дело в таком виде.

"Сравнимо с пыткой"

Все два с половиной года "барсовцы" провели в одиночных камерах СИЗО. В заключении у Оршулевича участились приступы эпилепсии, Сенцов перенес инсульт. Осенью подозреваемых лишили свиданий. Мамаев был переведен из одиночки к особо опасным преступникам, Оршулевича отправили в нежилую неотапливаемую камеру. Тогда адвокат "барсовцев" Дмитрий Динзе сравнивал условия содержания заключенных с пытками. Правозащитная организация "Мемориал" признала членов БАРС политическими заключенными.

Акция в поддержку политзаключенных в Калининграде
Акция в поддержку политзаключенных в Калининграде

Своей вины обвиняемые не признали. Александр Оршулевич в своих доводах суду подчеркнул, что не придерживается фашистских взглядов. Признаки идеологии фашизма отсутствуют и в его публичных выступлениях от имени БАРС, что подтверждено экспертизами.

Мы не услышали веских доводов злонамерений подсудимых

– Мы рассчитываем на справедливость и надеемся на освобождение членов БАРС. Я убеждён, что это дело и преследование в целом – очередной пример того, как граждански активных людей и участников мирных акций спецслужбисты решили бросить под репрессивный каток в стиле 30-х годов прошлого века. Но сделали всё настолько топорно, что потерпели крах не просто с точки зрения права и доказательств, но и с точки зрения здравого смысла, – говорит Саввин.

По словам адвоката Оршулевича, защита не надеялась на оправдание, но ожидала, что сроки будут меньше – от пяти до семи лет лишения свободы.

– Сам текст приговора мы пока не видели. Но и защитники, и Оршулевич собираются обжаловать приговор вплоть до Верховного суда, – сообщил "Север.Реалии" адвокат Михаил Уваров.

XS
SM
MD
LG