Ссылки для упрощенного доступа

"Врачей избивали до смерти": история Архангельска от холеры до коронавируса


Pisahov digital – название инстаграм-блога об интересных фактах из истории Архангельской области. Его автор – историк и копирайтер Илья Лукнов – уверен: знание прошлого помогает открывать "дополнительное измерение" в настоящем и позволяет понять ход современной истории. Север.Реалии узнал о судьбах героев прошлого, которые нашли свое отражение в настоящем.

В XIX веке страшной "азиатской гостьей" в России стала холера. С 1830-го по 1910 год умерло более 2 млн человек. С ней появились санитарные кордоны, холерные бараки и бунты. Распространялись слухи, что врачи травят воду, забирают в бараки здоровых и еще живых бросают вместе с мертвыми в ямы. Слухи о врачах-отравителях привели к тому, что врачей избивали до смерти. Бунты приходилось усмирять с помощью войск. В 1892–1893 году эпидемия охватила 77 губерний, унесла жизни порядка 300 тысяч человек. В борьбе с холерой участвовал молодой архангелогородец Николай Мефодиев.

Эта история появилась в инстаграм-блоге Pisahov digital 6 марта. А уже 11 марта ВОЗ объявила о пандемии коронавируса в мире. Судьбу северянина Николая Мефодиева, борющегося с эпидемиями, нашел и рассказал краевед из Архангельска Илья Лукнов.

– В основном о Мефодиеве пишут как об известном в Архангельске общественном деятеле начала XX века, ведь он был не только врачом, но и депутатом III Государственной думы, министром правительства Северной области и издателем газеты "Архангельск", – рассказывает Лукнов. Его, как исследователя истории прессы, заинтересовала именно эта журналистская страница жизни доктора. Но и остальная часть биографии Мефодиева показалась Лукнову интересной.

Николай Мефодиев родился в 1869 году в Кемском уезде в семье священника. После окончания духовной семинарии он поступил на медицинский факультет Томского университета. Во время летних каникул работал на врачебно-продовольственных переселенческих пунктах по линии Сибирской железной дороги и в санитарных отрядах по борьбе с холерной эпидемией в 1893 году. По окончании учебы вернулся в Архангельск и работал сельским врачом сначала в Кемском, затем – в Холмогорском уезде, боролся с эпидемией скарлатины в Мезени. В 1901 году Мефодиев стал вторым городовым врачом Архангельска, параллельно преподавая в фельдшерской школе и общине Красного Креста. Долгое время, в том числе во время русско-японской и первой мировой войны, Мефодиев продолжал карьеру врача, это дело приносило ему основной доход и сделало его имя узнаваемым в городе. С 1909-го врач кардинально поменял свою деятельность и на протяжении 18 лет был издателем городской газеты "Архангельск", а в 1918 году вошел в состав правительства Северной области и возглавил в нем отдел торговли и промышленности. К врачебной деятельности ему пришлось вернуться после прихода в Архангельск Красной армии. Тогда Мефодиева арестовали и приговорили к принудительным работам в лазарете при лагерях. После освобождения он работал в скорой, но в 1927 году вновь попал под арест и отправился на три года ссылки в Сибирь.

– Первый раз его арестовали с приходом в Архангельск Красной армии: привлекли к работе в лазарете при лагерях. А санитарное состояние там было ужасным. Выжил. После освобождения работал в скорой, а также вел прием по кожно-венерологическим болезням. Наверняка, рассчитывал тихо дожить свой век, занимаясь врачебной практикой. Но революция сильно искорёжила здоровье общества. Бывший депутат, министр белого правительства – такие факты биографии автоматически делали человека виновным. В 1927 году Мефодиев получил новый срок – три года ссылки в Сибирь, где и сгинул. Одним словом, социальные кризисы на примере биографии Мефодиева оказались более губительными, чем холера и испанка, – рассказывает Лукнов.

Темы блога

Илья Лукнов почти год публикует фотографии из прошлого в кислотных цветах и рассказывает о журналистах, общественных деятелях и ссыльных, которые жили и работали в Архангельской области в начале ХХ века.

Илья Лукнов
Илья Лукнов

– Бунты происходили периодически весь 19-й век. Бунты страшные. Конечно, это рифмуется с сегодняшней эпидемией. Смотришь на сегодняшние слухи, страхи, теории заговора... и лучше понимаешь крестьян, которые готовы были убить врачей, поскольку верили, что это они травили воду, чтобы убить людей, – рассказывает Лукнов. – Или конфликт журналистов с полицией. Когда любая заметка о приставе заканчивалась штрафом и необходимостью публиковать "опровержение". Люди присылали "донаты" в редакцию, и за это газета также получала штраф. И все равно упорство газеты приводило, хоть и со временем и косвенно, к отставке оскандалившихся полицейских.

Многое перекликается с современной повесткой. Например, история о депутате Государственной думы Иване Томилове, которого не допустили на выборы из-за того, что он живет с мамой. Эта история напомнила краеведу о выборах в московскую городскую Думу летом 2019-го.

Другая история – полицейского Раскатова 1911 года – напоминает, по мнению Лукнова, дело о подброшенных наркотиках журналисту Ивану Голунову.

Миссия блога

Материалы об истории Архангельска скопились у Ильи Лукнова, когда он собирал материалы для диссертации в архивах несколько лет назад. Некоторые истории Илье присылали читатели его блога о краеведении в LiveJournal, который он завел еще десять лет назад и считает началом своей блогерской карьеры. Там до сих пор иногда появляются новые комментарии с личными историями читателей. Одна женщина, например, рассказала о своем предке журналисте Владимире Симановском, который занимался ввозом в Архангельск нелегальной литературы, а потом как журналист освещал полярные экспедиции исследователей.

– В этом году написал мне правнук Алексея Алексина, участника первой зимовки полярной станции "Бухта Тихая" на архипелаге Земля Франца-Иосифа в 1929 году. В том году архипелаг объявили частью СССР. А еще Алексин работал в типографии газеты "Северное утро", знаком был с редактором Максимом Леоновым (отцом писателя Леонида Леонова. – СР), – рассказывает Илья Лукнов.

Правнук Алексина, по словам Лукнова, собирал информацию для своей родословной, блог краеведа помог ему в этом. Такие истории случаются редко, поэтому, по мнению Лукнова, они особенно ценные и служат мотивом продолжать рассказывать истории из прошлого:

– Записи и архивные выписки на жестком диске моего ноутбука – мертвый, бесполезный груз. А то, что лежит в сети, то, что опубликовано, потенциально, через пару лет кому-то может пригодиться. И никогда не угадаешь кому, – говорит Илья Луканов.

Свой блог он назвал в честь известного в Архангельской области семейства Писаховых: сказочника Степана Писахова и его деда, который, работая в артели рыбаков, во время промыслов развлекал рыбаков рассказами. Социальные сети казались Лукнову неуместной площадкой для таких тем, но желание поделиться историей родного края оказалось больше.

– Решил собрать готовые тексты в книгу. Но пока собирал разрозненные тексты, стал писать недостающие куски, снова поднимать старые выписки, – рассказывает Лукнов. – Никогда до этого не думал, что краеведение может быть модным. Казалось, это удел пенсионеров или таких зануд, как я.

XS
SM
MD
LG