Ссылки для упрощенного доступа

"Были героями – стали людьми". Защитники отметили победу и покидают Шиес


Активисты на станции Шиес
Активисты на станции Шиес

На станции Шиес устроили праздник в честь победы над застройщиком мусорного полигона. История двухлетнего противостояния жителей Поморья против полигона на севере Архангельской области завершилась победой местных жителей.

Арбитражный апелляционный суд Вологды 26 октября признал незаконными постройки компании "Технопарк" на станции Шиес, и теперь участок должен быть освобождён и рекультивирован. Но гражданские активисты, которые все эти годы боролись против полигона и развернули неподалёку от Шиеса палаточный лагерь с пунктами охраны и круглосуточным дежурством, уезжать отсюда не спешат. Корреспондент сайта Север.Реалии побывал на полигоне, чтобы узнать, что сейчас происходит в лагере и какова его дальнейшая судьба.

В последний раз

4 утра. Темно. Снег заметает покрывшуюся ледяной коркой дорогу. Евгения Габова, активистка из Сыктывкара, по пути забирает подруг – вместе они отправляются в Шиес. Им нужно преодолеть около 100 км до речной переправы в Мадмасе, оттуда еще несколько километров до ставшей известной на всю страну станции Шиес в Архангельской области.

Посмотрим следочки, которые зверята оставили по первому снегу

– В последний раз едем, девочки, – говорит Габова. Подруги хотят повидаться с друзьями, с которыми объединила общая экологическая проблема. – Последний разочек посмотрим на наши горы из строительного мусора и гравия и на наши озера – скоро их уже там не будет. Посмотрим следочки, которые зверята оставили по первому снегу.

Евгения Габова
Евгения Габова

А еще в свой последний визит в Шиес Евгения хочет выкопать и привезти домой маленькую ель. Она посадила ее в лагере активистов 1 мая 2019 года.

– Как-то внезапно мы решили посадить в палаточном лагере пару деревьев. Я пошла в лес, выкопала молодую елочку и посадила. А потом кто-то еще стал сажать свои маленькие деревья: все больше и больше. Я назвала их "Лес веры". Все тогда думали, что Шиес перекопают, а мы сажали деревья, потому что верили, что здесь они будут расти. Дрожь пробирала. Они шикарные, пушистые. Сейчас уже никто не знает, кто что сажал, а ухаживают все: то камнями обложат вокруг, то лентой огородят, то плёнкой накроют. Столько энергии в этом, – рассказывает Евгения Габова.

Проект закрыт

26 октября четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в Вологде оставил в силе решение Арбитражного суда Архангельской области о сносе построек "Технопарка" в Шиесе: их признали незаконно построенными.

Требовали снести ангар, общежитие, дороги, водозаборный узел, скважины и вертолетную площадку

Этого решения активисты ждали с декабря 2019 года, когда начался судебный процесс. Тогда муниципальные власти поселка Урдома, на чьей территории развернулась стройка, утверждали, что постройки незаконны, требуя снести и рекультивировать погрузочно-разгрузочную площадку, ангар, общежитие, дороги, водозаборный узел, скважины и вертолетную площадку. Компания "Технопарк" пыталась доказать, что постройки в Шиесе не являются частью будущего полигона, что они не капитальные и представляют собой лишь временную инфраструктуру для проведения проектно-изыскательских работ на участке. Но две экологические экспертизы подтвердили, что все эти объекты являются частью одного большого проекта, капитальные и произведены самовольно, а значит, незаконны. Суд также согласился с экспертами.

За две недели до судебного процесса в Вологде "Технопарк" объявил о том, что проект строительства полигона завершен.

"Компанией принято решение об отказе от дальнейших работ по реализации проекта, включая инженерно-изыскательские и проектные работы. Земельный участок 15 га будет рекультивирован, а техника, персонал компании и сотрудники ЧОП покинут территорию станции Шиес до конца 2020 года", – говорится на сайте компании.

Еще раньше, накануне выборов главы Архангельской области, тогда еще врио губернатора Александр Цыбульский, заявил, что проект полигона в Шиесе закрыт. "Наши жители приложили массу усилий, отстояли важный кусочек нашей природы. Я говорил и еще раз повторю: мусорного полигона в Шиесе не будет!" – написал он в своем телеграм-канале.

Плиты увозят со станции Шиес
Плиты увозят со станции Шиес

12 октября в Шиесе демонтировали первый пост охраны, затем работники "Технопарка" убрали часть забора, который окружал участок с южной, юго-западной и западной сторон, постепенно начали убирать и постройки, расположенные по соседству со зданиями станции. Также 12 октября правительство Архангельской области и администрация МО "Урдомское" договорились с "Технопарком" о плане и сроках проводимых работ и о том, что никто в Шиесе не помешает процессу рекультивации.

Караул устал

Как только речь зашла о рекультивации территории в Шиесе, в закрытом чате активистов начали обсуждать план действий на будущее. Небольшой опрос показал, что большинство защитников Шиеса больше не будут туда приезжать: "Хороший этап, но я иду дальше и вряд ли я туда вернусь". Евгения Габов говорит, что очень удивилась ответам: ей казалось, что активисты стали за время противостояния большой дружной семьей.

Люди там изменились, устали

– Я думала, что это круто – приезжать на Шиес, когда тебя там постоянно ждут и с радостью встречают. А сегодня перед тем, как поехать туда, полночи думала и поняла, что не хочу больше приезжать. Это мой последний раз. Люди там изменились, устали. Раньше летишь, а там тебя все обнимают, встречают, а сейчас и улыбаются меньше. Они не знают, что делать дальше. С протестом энергия в них проснулась, у них была миссия, они понимали, что вместе они еще что-то могут, поэтому теперь возвращаться обратно к обычной жизни трудно. Это показывает, что мы просто люди. Были героями, а стали людьми, – говорит Евгения.

Шиес
Шиес

Последние месяцы постоянно в лагере находится около 10 человек в будни и чуть больше на выходных. Кто-то из активистов живет там уже два, три или четыре месяца. Весной 2020 года активность снизилась из-за коронавируса: когда в марте в стране объявили пандемию, инициативная группа "Чистая Урдома" (активисты из ближайшего поселка, вставшие на защиту Шиеса в 2018 году) закрыла въезд в палаточный лагерь для посторонних, в социальных сетях призывали не приезжать в Шиес, чтобы не было проблем с законом. Некоторые из тех, кто жил на тот момент в лагере, так и не смогли уехать – новые люди не приезжали, следить за коммуной было некому. После заявлений Цыбульского о закрытии проекта строящегося полигона количество желающих дежурить ещё уменьшилось.

И всё же приезжают: кто-то на неделю, кто-то на выходные или на ночь. Дел в лагере хватает: нужно заготовить дрова для печей, чтобы отапливать деревянные домики и палатки для ночлега, следить за генераторами для электричества, готовить еду, ходить за чистой водой и готовиться к предстоящей зиме. Когда находишься в лагери, то кажется, что уходить отсюда его обитатели не собираются ещё долго.

Но жизнь вокруг Шиеса постепенно угасает: здесь осталось пять постов на самом полигоне, те, что были на подъезде, постепенно перестают работать – нет необходимости контролировать перемещения техники или бензовозов. В самом Шиесе всё пока без изменений: работает пост "Костёр" – на горе щебня, откуда открывался хороший вид на территорию "Технопарка", "Станция", сам лагерь – "Ленинград", "Баня" за территорией и "Сталинград". Работает пока и самый дальний пост – в тысяче километров от Шиеса, в Архангельске на площади Ленина, где с 7 апреля 2019 года на бессрочную акцию выходят активисты – противники полигона, именуют этот пост №1.

Лагерь активистов на станции Шиес
Лагерь активистов на станции Шиес

В Шиесе дежурят по два человека, на случай если "чопики" (сотрудники частного охранного предприятия) снова начнут задираться. Их на станции по-прежнему около сотни, утверждают активисты.

– Я ещё не говорю о победе, я не говорю, что всё закончилось. Есть ещё много вопросов, начиная с того, что рекультивация началась с середины: они убирают плиты возле ангаров [бетонные плиты, которые служили в качестве дорожного покрытия], а ангар не убран, постройки не убраны, дрова не убраны. Это нелогично, потому что техника ещё будет ездить, и они окажутся на болоте, утонут здесь, – говорит одна из активисток. Она просит не упоминать ее имени, так как из-за её участия в протесте возможен конфликт на работе.

На следующий день после этого разговора первые платформы с бетонными плитами уехали из Шиеса. По мнению активистов, лагерь должен оставаться здесь для видео- и фотофиксации всех работ, его можно было бы оставить как память о противостоянии.

Два года противостояния – это много

– Все успокоятся, когда здесь не будет ни ЧОПа, ни "Технопарка", ни намека на то, что они хотят тут что-то делать. Чтобы никаких планов на эту территорию, – говорит активистка. – Два года противостояния – это много. Все устали морально, вымотались, особенно мужчины. Некоторые из них, я знаю, приезжают по два раза в неделю, потому что они простые урдомские жители, которые ходили в этот лес на охоту, на рыбалку, которые здесь собирали грибы.

Судьба лагеря

Урдомчанин Юрий Дежин – заядлый рыбак. В 2018 году он одним из первых узнал о странной вырубке леса в районе забытой всеми станции Шиес, где когда-то, еще до его рождения, был поселок. Позже он одним из первых начал ездить вахтами в Шиес. Так же как и Андрей Картавцев, тоже из Урдомы. Очередные выходные они проводят в Шиесе, на посту "Костер" – самом главном пропускном пункте к палаточному лагерю.

С этими протестами делами заниматься некогда, трава у дома не косится

– Нельзя уходить, пока последнее имущество "Технопарка" не будет вывезено и не будет реально проведена рекультивация. Мы вот с Юриком подумали, у нас есть предположение, что фирма может обанкротиться и все забьют на рекультивацию. Вывезут свое имущество, и всё, – рассуждает Андрей. – Мечтать и думать нам некогда, у нас тут каждый занят. У каждого ещё и частный дом, дел целая куча. С этими протестами своими домашними делами заниматься некогда, трава у дома не косится. Но надо понимать, что ты делаешь это для себя, чтобы у тебя дома не было мусорного полигона. Не ради благодарности кого-то, а ради себя. К этому надо относиться как к работе. Серьёзно. Это дополнительная нагрузка. Как у волонтеров.

Юрий Дежин
Юрий Дежин

Свои задачи Картавцев и Дежин вместе с другими волонтерами определили, когда возникла необходимость: доставляли бензин, подвозили людей, дежурили днями и ночами, а потом возвращались домой, на работу, и так по кругу почти два года.

В палаточном лагере или в "Ленинграде", как называют этот пост жители шиесской коммуны, тоже почти все мужчины местные, из Урдомы.

Василий Матронюк
Василий Матронюк

– Как говорил Портос: я дерусь, потому что я дерусь. Так же и я: я езжу, потому что я езжу, – говорит пенсионер Василий Матронюк. – Один раз приехал – и засосало.

– Это ж болото, – смеется в ответ урдомчанка Оксана.

Все активисты признаются, что их взгляды за эти два года мало изменились, хотя, добавляют, телевизор смотреть они перестали, да и власти верить стали меньше. Но больше всего проект полигона повлиял на жителей Ленского района области, где находится Шиес. Летом 2020 года большинство избирателей здесь проголосовало против поправок к Конституции, а на выборах губернатора области в Ленском районе Ирина Чиркова от партии "Справедливая Россия" набрала больше голосов, чем Александр Цыбульский, избранный губернатором.

Лагерь активистов в Шиесе
Лагерь активистов в Шиесе

– Если где-то до людей туго доходит, то здесь дошло очень быстро, что к чему, – объясняет Юрий Дежин такие изменения. – История Шиеса привела к появлению инициатив по раздельному сбору мусора во всем регионе и Коми.

– В Урдоме за много лет открылся первый пункт приёма, – рассказывает Картавцев, он помогает активистам и там. – С июля по сентябрь только больше полутора тонн стекла сдали. И это еще не 100-процентный сбор.

На вопрос о будущем лагеря активисты отвечают по-разному, все сходятся лишь в одном – лагерь будет стоять до последнего, пока не будет ясно точно, что ни "Технопарк", ни кто-либо ещё не вернется сюда ни с этим, ни с каким-нибудь другим опасным для природы проектом.

Проиграть у нас не было возможности

– Буду ли я скучать [по лагерю]? Однозначно не буду, но и затраченного труда не жалко. Это же все ради нашего блага. Хорошо, что все заканчивается. Должно быть логическое завершение. Либо победили, либо проиграли. Проиграть у нас не было возможности, – отвечает Картавцев.

Шиес. Осада. Как север борется с московским мусором
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:31:35 0:00

Одна из главных активисток Шиеса, урдомчанка Анна Шекалова, о победе говорить не хочет. Она, как и многие защитники, ни власти, ни "Технопарку" не доверяют.

– Мы выиграли суд – это один шаг к победе. Я не собиралась и не собираюсь праздновать победу. Я власти не верила и не верю, они нас много обманывали, это мое мнение. У нас ничего не изменилось: активисты все равно приезжают, также дежурят на горе, живут тут. Мы будем фиксировать, мы будем показывать, мы не уходим со станции Шиес. Просто идем дальше идем вперед и ждем, когда начнут вывозить действительно все, что находится на станции, – сказала Анна. – Когда все уберут с этой территории, тогда и хочется сказать: "Вот это победа" – выехать отсюда и жить нормальной жизнью. Честно, не хотела бы чтобы лагерь здесь оставался. Надо спокойно оставить эту землю, и пусть она спокойно восстанавливается, благоухает. Это такое богатое место, мы бы просто приезжали в лес гулять. Мы должны освободить эту землю и идти вперед, не зацикливаясь.

XS
SM
MD
LG