Ссылки для упрощенного доступа

"Ирпень, нет слов". Депутата лишили статуса, под доносом было 202 подписи


Елена Ключко
Елена Ключко

Жительницу небольшого поселка Кебанъёль в Коми Елену Ключко лишили депутатских полномочий за то, что она писала антивоенные посты в соцсетях. Произошло это из-за доноса ее односельчан, которые обратились в совет депутатов с жалобой на то, что Ключко "дезинформирует народ России своей пропагандой". Под заявлением стояли 202 подписи. После лишения полномочий экс-депутата еще и оштрафовали за "дискредитацию" армии. Корреспондент Север.Реалии выяснял, как активистка, ставшая депутатом, настроила против себя жителей всего поселка из-за того, что не хотела называть войну спецоперацией.

Елене Ключко 42 года, по образованию она экономист-менеджер в лесной сфере. Муж трудится водителем, а двое взрослых детей – дочь и сын – работают и учатся в Сыктывкаре. Елена в своем селе – человек известный давно. Сначала она работала в сельском училище заместителем, а затем директором. Потом открыла швейную мастерскую, где со многими сельчанами общалась как с заказчиками.


Кебанъель – один из поселков Усть-Куломского района Коми, 1500 жителей. До столицы региона Сыктывкара отсюда – 180 км, их связывает относительно качественная дорога. Здесь есть школа, детский сад, социальный приют для несовершеннолетних, поликлиника с педиатром и терапевтом, почта. Многие мужчины ездят на вахту или трудятся на здешних предприятиях по лесопереработке.

В 2018 году Елена Ключко увлеклась политикой. Тогда на границе Коми и Архангельской области около станции Шиес начали строить полигон для мусора из Москвы. И местные жители восстали. Возле стройки возник протестный палаточный лагерь.

– Когда я узнала про строительство полигона, поняла, что прежней жизни больше не будет, впереди огромная история, и я не могу в ней не участвовать. Это мой дом, моя земля, и не могу позволить, чтобы там появился мусорный полигон, – вспоминает Елена.

Поехать туда, оставить хозяйство и "полный двор животных", говорит Ключко, она не могла. Но активистам помогала деньгами, вещами, постами в соцсетях. Приезжала в Сыктывкар – за 200 километров от дома, чтобы поучаствовать в двух крупных митингах против строительства полигона. В Кебанъёле экоактивистку особо не поддерживали и говорили, что "протестовать бесполезно", "ничего не выйдет", "полигон все равно построят", "раз решили, то так и будет".

Но в итоге у экоактивистов Коми и Архангельской области все получилось – они сумели отстоять Шиес, несмотря на то что чиновники называли их "шелупонью", полиция возбуждала уголовные дела, а ЧОПовцы избивали протестующих прямо у полигона. В 2020 году после двух лет масштабных протестов власти отказались от строительства свалки.

– После Шиеса стала следить за событиями в стране. Нужно было предугадывать новые опасности, – говорит Ключко.

В своем селе она стала организовывать субботники по уборке мусора и уничтожению борщевика. Елена пропагандировала раздельный сбор отходов, вела группу "Мой экослед" и устраивала акции, после которых собранное сельчанами вторсырье вывозила в Сыктывкар, столицу Коми.

Ключко сделала выставку о том, в какие полезные вещи можно превратить перерабатываемые отходы. Во время пандемии она вместе с активистами помогала закупить для Усть-Куломской больницы средства индивидуальной защиты, а в своей мастерской сшила и бесплатно передала многоразовые комбинезоны и одноразовые бахилы для медиков.

Депутатом Кебанъеля Ключко стала в сентябре 2021-го. Как говорит Елена, она хотела, чтобы в совете поселка "был хотя бы один непровластный здравомыслящий депутат". Времени, чтобы собрать подписи и пойти самовыдвиженцем, не оставалось, поэтому она приняла предложение пойти по списку КПРФ, при этом в партии она до сих пор не состоит.

Ключко, хорошо знакомую по экологическим инициативам и по мастерской, жители села на выборах поддержали. Она стала третьей из десяти депутатов по числу собранных голосов. Из 513 избирателей свои голоса за Елену отдали 184 человека. Ключко в совете стала заместителем главы поселения Александра Валуйских. Как депутату Елене удалось поработать всего четыре месяца. А потом началась война.

"Люди важнее идей"

Свою антивоенную позицию Ключко проявила сразу: писала посты в соцсетях, оставляла комментарии. После появления закона об уголовном наказании за "фейки" о российской армии многие публикации она убрала, а комментарии удалила. Но несколько постов все же оставила.

Один из них – со снимком раненной в Мариуполе беременной женщиной на носилках. В тексте к фотографии Елена использовала восемь звездочек, заменяющих фразу "нет войне", и отказалась называть происходящее спецоперацией. Она также предлагала помочь тем, кто сомневается в правдивости публикаций пропагандистских СМИ, и писала, что может подсказать, что и где почитать. Сейчас этот пост недоступен, но сама Елена его не удаляла, вероятно, он пропал из-за жалоб пользователей. Еще одну публикацию с фотографиями могил Елена сопроводила фразой: "Ирпень. Нет слов. Люди важнее идей!"

Однако антивоенная позиция Ключко не понравилась ее односельчанам. В мае они написали на Ключко коллективную жалобу в совет депутатов и потребовали лишить ее статуса. Обращение подписали 202 жителя села. В нем они сообщали, что Ключко "недостойна быть депутатом", а они "избирая ее, не знали, какой она человек". Жители обвиняли ее в том, что она "настраивает, дезинформирует своей пропагандой нас – народ России". Их, например, возмутила одна из картинок на стене Елены во "ВКонтакте", они назвали ее "фейком".

Еще жители Кебанъеля в обращении добавляли, что "благодарны нашему правительству – президенту В.В.Путину за идею спасти Россию и наше спокойное будущее".

Заседание совета по лишению Елены Ключко статуса депутата состоялось 30 июня. Депутаты проголосовали единогласно, мандат у нее забрали. По словам депутата Андрея Гришина, высказывания Ключко задели людей, чьи сыновья находятся на войне, поэтому депутаты и решили лишить ее полномочий.

– Елена Николаевна нехорошо отзывалась об участниках спецоперации. Говорила, что они убивают мирных жителей, насилуют женщин. По сути, она сравнивала людей с фашистами, – объясняет свою позицию депутат Гришин. – У меня на спецоперации ученики, друзья, близкие. И как бы ты ни относился к ней, называть этих людей насильниками и убийцами нельзя. Когда собирали помощь жителям Донбасса, Елена Николаевна требовала это запретить, якобы это является поддержкой спецоперации. Сколько ей ни объясняли, что продукты собираются не для военных, а для мирных жителей, она стояла на своем. Думаете, матерям хочется, чтобы их сыновья там участвовали, подвергались опасности? А тут в постах их называют "убийцами". Поэтому матери и собирали подписи.

Елена Ключко сказала Север.Реалии, что она требовала прекратить военную пропаганду через административные ресурсы в соцсетях. Её возмутила публикация, которую в своем официальном паблике во "ВКонтакте" выложила администрация Усть-Куломского района на второй день войны – 25 февраля. Там был пропагандистский видеоролик с подписью "8 лет назад в Одессе, Луганске, Донецке царил чудовищный беспредел". В ролике говорилось, что украинские власти якобы уничтожали и притесняли "русских людей" на Донбассе, а Россия пытается их спасти.

По словам главы Кебанъеля Александра Валуйских, из поселка на войну двух человек забрали по мобилизации, еще семь мужчин оформили контракт и ушли добровольцами со стрелковой ротой "Коми". Один уже вернулся, на Украине он остался без ноги.

Жители Усть-Куломского района ведут свою неофициальную статистику погибших, и судя по ней, с войны не вернулись живыми 15 человек. В ноябре в район прибыло сразу несколько "грузов 200". Одного – Евгения Мишарина – похоронили с почестями, остальных – бывших заключенных – тихо, без торжеств.

– Многие мужчины рассматривают мобилизацию как шанс сделать перезагрузку своей не задавшейся жизни, – считает Елена Ключко. – Один человек из круга знакомых хотел пойти добровольцем. Мотивы просты: устал бухать, вымотали скандалы жены, надоело безденежье, потому что заработать невозможно. Решил, что если уедет, то станет героем в глазах общества, жены и детей, да еще и денег заработает. Где тут идейный патриотизм, где тут "парням надо помочь"? В этом виноват тот, кто довёл наших мужчин до такого туннельного мышления, до такого унижения. В большинстве случаев, идя на войну, люди недооценивают опасность. Хотя некоторые понимают, что это самоубийство, или по крайней мере не исключают такого исхода событий. Но уверены, что в этом случае семья получит деньги и льготы.

Елена считает, что написавшие на нее жалобу путают родину с государством.

– У тех, кто подписал заявление, в голове Родина, общество и власть – это одно монолитное образование. Если кто-то критикует власть, он автоматически против общества и родины. Разделить в разные кучи родину и власть они не умеют, – говорит она.

Никто из подписантов не опубликовал в соцсетях свое обращение. Елена Ключко сделала это сама. После лишения статуса депутата она выложила во "ВКонтакте" копию обращения с подписями и поблагодарила тех, кто не присоединился к жалобе. Жители села, которые ставили подписи, были возмущены. Одна из жительниц обратилась к Елене: "Проявите достоинство и уберите из поста наше заявление. Это некрасиво и недостойно депутата".

"Компрометирует общество"

Инициатор заявления – местная жительница Галина Ильязова, чья фамилия стоит первой в списке. Корреспонденту Север.Реалии она сказала, что "собирала подписи".

– Когда началась спецоперация, Елена выставляла у себя на странице недостойные высказывания, которые компрометируют наше общество. Собрано 200 с лишним подписей об исключении её из депутатов. На депутатском совете её исключили, и полиция оштрафовала на 30 тысяч. Но у нас такой закон – она подала в суд и выиграла. Ее пришлось восстановить. Закон не перепрыгнуть, – говорит Ильязова.

Заявление жителей Кебанъеля
Заявление жителей Кебанъеля

Корреспондент Север.Реалии попросил высказаться еще нескольких жителей Кебанъеля, подписавших обращение: Любовь Кузнецову, Ирину Дишель, Ложбару Джабарову, Эмму Катаеву, Елену Московченко. Ответила только последняя. Она написала, что сама публикаций Ключко не видела, а узнала о них от знакомых.

– Сильно не вникала в это дело. Изначально мне не понравилась её позиция по спецоперации. А как там дальше пошло, не интересовалась. Поскольку она была депутатом, то считаю, что таким людям не всегда можно высказываться, – сказала Московченко.

Зато житель Кебанъеля Игорь (настоящее имя он попросил не указывать) считает по-другому:

– Антивоенное мнение Елены – ее личное дело, и выгонять ее или лишать каких-то прав неверно. Это как если я выступаю против этого безобразия, а меня увольняют с работы – это же неправильно.

До выборов Игорь с Ключко знаком не был, тем не менее голосовал за нее. Говорит, что отсеял всех, кто представлял "Единую Россию" и "Новых людей", и осталась она.

Депутаты совета Кебанъеля отказались объяснить Север.Реалии, почему они голосовали за лишение статуса Елены Ключко. Депутат Ольга Кузнецова сообщение во "ВКонтакте" проигнорировала. Ее коллега Ирина Ших написала, что не хочет "выносить сор из избы". Депутат Александр Артеев посоветовал взять комментарии у главы совета Александра Валуйских – именно он на выборах набрал наибольшее число голосов, и именно его заместителем была Елена Ключко.

"У нас не 1937 год"

– Почти 40% населения, принявшего участие в выборах, просили отстранить ее от депутатства, – объясняет глава совета и поселения Александр Валуйских. – И депутаты пошли на то, чтобы лишить ее полномочий. Это было сделано больше на эмоциях, чем по закону. Впоследствии это и было признано незаконным. А как иначе нам в глаза избирателей смотреть? Если те, кто ее избирал, хотят ее отстранить. Когда судья спросил у Ключко, согласна ли она с тем, что ее лишили статуса депутата, она ответила: не согласна. Потому что так ее избиратели теряют своего представителя в совете поселения. Когда я это услышал, мне аж нехорошо стало. В ее защиту ни в соцсетях, ни в неофициальных разговорах никто не обратился. Никто не сказал, что, мол, вы творите беспредел, исключаете нашего представителя. Никто ее не поддерживает! Кто защищает ее в соцсетях? Люди из других населенных пунктов и ни одного жителя Кебанъеля.

Корреспондент Север.Реалии предположил, что, возможно, люди боятся открыто выступать на стороне Ключко.

– Она тоже сказала на совете, что люди запуганы. Но все посмеялись. Как это боятся? Почему-то она ничего не боится и выступает. Если она не боится, то почему другие боятся – не могу понять. Она жива-здорова, никто ее не арестовал. Ключко все делает на публику, ей нравится роль жертвы.

То же самое говорит депутат Гришин.

– А чего бояться? У нас не 1937 год. С Еленой Николаевной неоднократно беседовали, но она никого не услышала. Говорила почитать "Ёшкин крот", Би-би-си. Заняла позицию, что ее мнение единственно правильное и она его будет жестко отстаивать, – поясняет он.

Елена Ключко с бывшими коллегами не согласна

– Ну, конечно же, совершенно нечего бояться людям, у нас же не 37-й год. А как почти год жить под хейтом, под угрозой уголовки, потерять бизнес и доход, быть готовой вообще бежать, оставить дом и хозяйство навсегда? Они пробовали? Готовы попробовать? – возмущается она.

Односельчанин Игорь считает, что 202 голоса в защиту Елены Ключко сейчас вряд ли соберется.

– Большинство жителей не в курсе происходящего, ведь в поселке не было какого-то публичного слушания. Я узнал обо всем постфактум, когда ее лишили депутатства, был суд, штраф, – говорит он.

Непослушные депутаты

Елена Ключко не хотела оспаривать лишения статуса депутата, но коллеги из республиканского отделения КПРФ самостоятельно обратились в прокуратуру. Там лишение Ключко депутатского статуса признали незаконным.

Прокурор одной рукой вынес решение о восстановлении депутатских полномочий Елены Ключко, а другой – направил информацию в полицию, чтобы привлечь ее к административной ответственности за те два антивоенных поста во "ВКонтакте" – о беременной в Мариуполе и могилах в Ирпене. В сентябре Елену дважды оштрафовали по статье о "дискредитации" армии. Сообщество экоактивистов и Земский съезд помогли собрать ей на штраф 30 тысяч рублей.

Совет депутатов Кебанъеля восстанавливать Ключко не захотел. Как сказал Север.Реалии глава Александр Валуйских, что тогда совет стали бы считать "ручным" и не принимающим самостоятельных решений.

– Писали, что у нас "ручной" совет: голосует так, как ему скажут. Это неверно. Мы даже против протеста прокурора пошли. Не такие уж и послушные у нас депутаты. На заседании совета прокурор района потребовал восстановить Ключко в статусе депутата. Как он ни убеждал, депутаты не поддержали. Сказали – нет и всё, потом прокурор вынужден был обратиться в суд, – рассказывает Валуйских.

В итоге 8 ноября Елене Ключко по решению суда депутатские полномочия вернули. Но, по словам депутат Гришина, сделали это "с сожалением". В соцсети он написал, что депутаты, снимая с Елены статус депутата, "действовали по наказу избирателей и исходя из высоких моральных принципов". Впоследствии Гришин свой пост удалил (скрин имеется в распоряжении Север.Реалии).

– После того, как было написано обращение, ко мне со стороны администрации района и главы Коми стали проявлять пристальное внимание, – рассказывает Елена Ключко. – Депутат с их точки зрения является частью власти и должен быть солидарен с ней. А тут я, человек, который не солидаризируется с ней и выступает против. Поэтому в России такой прессинг на депутатов в целом. Их сажают на такие сроки, на которые физлица не сажают (например, муниципального депутата Красносельского района Москвы Алексея Горинова приговорили к 6 годам и 11 месяцам колонии по обвинению в распространении "военных фейков". – СР). Депутат с точки зрения людей – народный избранник. А с точки зрения власти – это ее часть, которая не должна выступать против.

Родные переживали за Елену и просили ее быть осторожнее, не высказывать открыто свою позицию. Она боялась, что к ней придут домой с обыском и наручниками, поэтому подготовилась по мере возможности. Друзья посоветовали ей юриста и адвоката, который готов был выехать на процессуальные действия. Елена раздала родным указания, что делать с хозяйством и мастерской, если с ней что-то случится. Но власти нашли другой способ все-таки лишить Ключко полномочий.

Лишили по бумажкам

После восстановления Елены в статусе депутата коллеги на совете встретили ее спокойно, словно ничего не произошло. Но после двух заседаний Ключко снова исключили из числа депутатов.

В управлении главы Коми по противодействию коррупции ежегодно выборочно проверяют справки о доходах и имуществе чиновников и депутатов. В 2022-м выбор пал на Ключко. После трех месяцев проверки десятков документов чиновники нашли нарушения. Одно из них касалось трактора, который ее муж продал в 2012 году, но новый владелец не поставил его на учет, а значит, техника формально числилась за супругом Елены. Второе нарушение связано со счетами в банке, где она когда-то брала кредит. Эти счета давно не использовались, на них не было движения средств.

Совет мог поступить двумя способами – исключить Ключко из депутатов или вынести ей предупреждение. Депутаты выбрали первое, 19 февраля они досрочно прекратили полномочия Елены как депутата. Один Андрей Гришин проголосовал против, посчитав ее нарушение "несерьезным и совершенным не по злому умыслу". Глава совета Александр Валуйских политического преследования в этом не нашел.

Елена Ключко рассказала Свер.Реалии, что после доноса и всей истории с лишением полномочий жила в страхе – боялась уголовного дела за свои высказывания, переживала, что потеряет швейный бизнес и придется бежать из страны. "Было ощущение, что поселок на меня ополчился", – говорит она. Но потом привыкла к этому и свои антивоенные убеждения менять не собирается. Елена и дальше хочет быть сельским депутатом.

– Для меня эта история не завершилась, – говорит Ключко. – На следующих выборах планирую переизбираться. Или если ситуации глобально поменяется в ближайшее время, направлю запрос в прокуратуру о восстановлении в статусе депутата.

...

XS
SM
MD
LG