Ссылки для упрощенного доступа

"Бабушка просто покрылась инеем". Коллапс на погранпереходе Колотиловка


Погранпункт Колотиловка
Погранпункт Колотиловка

На единственном погранпункте между Россией и Украиной – Колотиловке в Белгородской области беженцы, которые хотели пешком пройти домой в Украину, ночевали по три дня в холоде и без элементарных условий. Местные волонтеры считают, что очередь была создана искусственно и боятся повторения коллапса, выяснил корреспондент Север.Реалии.

Украинских беженцев через Колотиловку отправляют волонтеры из разных городов, в том числе и петербургские. Гуманитарная катастрофа длится уже две недели. Пропускная способность в Колотиловке резко снизилась, потому что сократилось время работы погранперехода – из-за того, что темнеть начало раньше, он работает теперь не до 18.00, как раньше, а на час меньше. Потом переход вообще ограничили, потому что именно в этом районе происходит обмен пленными и телами погибших военных. Очередь нарастала, и к утру 7 октября на границе скопилось примерно 250-300 человек.

Подписывайтесь на инстаграм, телеграм и YouTube Север.Реалии. Там мы публикуем контент, которого нет на сайте!

– Людей стали долго держать, приходилось оставаться на ночь – в жутких условиях под открытым небом, – рассказывает волонтер Арина (имя по ее просьбе изменено. – СР). – Воды и еды там купить негде, денег на хостел у многих тоже нет, только на улице ночевать. К тому же, Колотиловка – пеший переход, там в машине не заночуешь.

Волонтеры развозили беженцев по хостелам, искали им ночлег, но спальных мест почти нигде не было. Раньше у погранперехода был пункт временного размещения "Вираж", стоял пункт МЧС с едой и водой, там можно было спать на раскладушках. Но теперь нет ничего. Волонтеры обратились в соцсетях к губернатору Белгородской области Вячеславу Гладкову, чтобы он организовал в зоне КПП обогреваемые шатры со скамейками, термостатами, кроватями и термоодеялами, обеспечил людей горячими напитками и питанием, а еще направил дополнительных сотрудников погранслужбы ФСБ, чтобы уменьшить очередь у границы. Так же они писали в областную думу, Красный Крест, ФСБ о людях, замерзающих под открытым небом, об инвалидах, стариках, для которых на погранпункте мало того, что нет никаких условий для отдыха, а еще и дикая очередь перед тяжелейшей пешей дорогой. Ответа ниоткуда не пришло. А потом выяснилось, что в очереди на погранпереход продавались места. Если заплатить по три тысячи рублей с человека, то все пройдут быстро, если нет, то придется стоять три дня, предупреждали беженцев.

По данным белгородского телеграм-канала "Пепел", тех, кто соглашались заплатить, сажали в отдельный автобус. Места продавали от лица некоей Елены Лятанской – её визитки раздавала украинцам неизвестная женщина на серебристом "Рено Логан". Эта женщина работает обычным кассиром, авторы канала предполагают, что она просто собирала деньги для местных чиновников.

– Очередь рассосалась, когда всплыла история с продажей мест у погранперехода, – говорит Арина. – Ситуация стала до катастрофической – у нас, например, одна бабушка просто инеем покрылась к утру.

Незадолго до коллапса петербургские волонтеры переправили через Колотиловку две семьи (все имена изменены в целях безопасности).

Анна не видела свою дочку Олю больше года. Когда Херсон был еще оккупирован, ей надо было уехать на правый берег Днепра из городка на левом берегу – тоже оккупированного. Дочь-подросток осталась с бабушкой, свекровью Анны. И так получилось, что все документы Оли оказались в сумке матери – забыла их выложить. Когда Анна была в Херсоне, российские войска его покинули, и город снова стал украинским. А Оля с бабушкой остались на левом берегу. Прошло больше года, была взорвана Каховская ГЭС, дом бабушки и Оли был затоплен, им самим удалось спастись. Россияне перевезли их в поселок Лазурное – когда-то курортное место недалеко от Скадовска, а теперь – пункт временного размещения (ПВР). Анна совершенно не понимала, как она сможет забрать дочь. Сделать ей это удалось с помощью петербургских волонтеров. Анна через всю Украину и Европу приехала в Петербург, а потом добралась до Лазурного. Бабушка Оли уже взяла российский паспорт и никуда не собиралась, а Анна привезла украинские документы Оли, которая очень хотела домой, в Украину, к старшим братьям и сестрам. Осталось только добраться туда кратчайшим путем. И этот кратчайший путь был через Колотиловку.

Сейчас вся семья уже вместе, Анна прислала волонтерам фото: на нем старшие дети обнимают Олю.

– Первое КПП мы прошли быстро, примерно за 30 минут проверили документы, вещи и пропустили от КПП до нулевого километра, – написала Анна. – Так называемый пеший переход (длиной около двух километров. – СР) тоже прошли быстро.

Вдоль дороги валяются чемоданы, сумки и железные тележки на колесах, дорога такая плохая, что с ними не пройдешь, говорят беженцы.

Другая украинская семья, которой тоже помогли воссоединиться петербургские волонтеры – Ирина, ее шестилетняя дочка Зоя и кот Друган. Ирина не видела Зою больше года – женщина спешно бежала со своим молодым человеком через Россию и Европу в Украину после того, как в оккупированном городе выкупила его у россиян, посадившего ее друга "на подвал". Ребенок и кот остались у бабушки. Дом, где они жили, был выше мест, залитых водой из-за взрыва Каховской ГЭС, но со связью там всегда были проблемы. Ирина очень тосковала по дочери и мечтала ее забрать.

Ради этого ей снова пришлось проделать тот же путь – через Европу, Петербург, Россию – на оккупированную территорию и обратно в Петербург. Кот ужасно отощал и ветеринары побоялись делать ему необходимые прививки. Полторы недели он только ел и спал, после чего волонтеры отправили всех троих в Украину через Колотиловку. Теперь все они в одном из западноукраинских городов, где семья сняла жилье.

Петербургские волонтеры помогают многим украинским беженцам уехать в Украину, они покупают им продукты, тележки и билеты до погранпункта. В Белгородской области украинцам тоже помогают волонтеры. Один из них предоставил свой дом, где украинцы могут отдохнуть, но он довольно далеко до погранперехода. Есть те, кто довозит людей до границы.

Нужны нормальные условия для украинцев, стремящихся вернуться домой, считают волонтеры.

– Очень нужен шатер, генератор, обогреватель, чай, стулья, – говорит Арина. – Хорошо бы домик поблизости, чтобы, если возникает задержка, люди могли переночевать.

Многие украинцы с оккупированных территорий хотят уехать домой. Не каждому по силам дорога через всю Россию и Европу – среди этих людей много больных, пожилых, тех, кто хочет вывезти своих домашних животных – кошек и собак, а сделать это через Европу теперь невероятно проблематично, часто вообще невозможно.

Жить с украинским паспортом на оккупированных территориях становится все тяжелее – люди лишены возможности получать пенсии, нормально работать, им не дают гуманитарную помощь, нет медицинского обслуживания, льготных и просто необходимых лекарств – потому что не хотят брать российский паспорт. И нормальный погранпереход для многих из них – жизненная необходимость, считают петербургские волонтеры. Они очень боятся, что когда шум уляжется, украинцы снова застрянут в очередях.

Россия вторглась на территорию Украины рано утром 24 февраля 2022 года. Обстрелы украинских городов и объектов инфраструктуры спровоцировали гуманитарный, миграционный и энергетический кризис. 2 марта, спустя неделю после начала вторжения, Генассамблея ООН приняла резолюцию "Агрессия против Украины" с требованием к России немедленно вывести войска с территории Украины. За проголосовала 141 страна, против – 5, воздержались 35 стран.

Российская сторона скрывает свои потери в этой войне. Согласно подсчетам, которые по открытым источникам ведут BBC и "Медиазона", на 6 октября известны имена и места захоронения 33 904 российских военнослужащих.

Украина также не публикует данные о потерях ВСУ. По данным ООН на конец августа 2023 года, в Украине с начала войны погибли более 9500 мирных жителей. Свыше 17 000 получили ранения.
По состоянию на конец июня 2023 года за границей вследствие войны находятся 5,6–6,7 млн украинцев, из них около 1,3 млн – на территории России, следует из исследования Центра экономической стратегии (ЦЭС).
XS
SM
MD
LG