Ссылки для упрощенного доступа

"Нас ждет рост суицидов". Чем опасны критерии ЛГБТ-пропаганды


Во время митинга ЛГБТ-активистов на Марсовом поле
Во время митинга ЛГБТ-активистов на Марсовом поле

Роскомнадзор утвердил критерии ЛГБТ-пропаганды. С 1 сентября начнется блокировка сайтов с "запрещенной", по мнению ведомства, информацией. Закон о запрете ЛГБТ-пропаганды, поощряющий гомофобию в обществе, действует с декабря прошлого года, и поэтому сотни людей вынуждены были уехать из страны. Активисты рассказали корреспонденту Север.Реалии, что оставшихся в России ждут доносы и насилие, уже есть случаи суицидов.

В Роскомнадзоре окончательно определились, что конкретно будет считаться ЛГБТ-пропагандой в интернете и за что будут блокировать сайты. Теперь нельзя размещать в сети информацию, которая убеждает в привлекательности "нетрадиционных сексуальных отношений, предпочтений и установок" и формирует положительный образ людей, состоящих в таких отношениях. А также если информация создает "искаженное представление о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, предпочтений и установок" и "вызывает интерес к ЛГБТ-отношениям и способствует изменению негативного отношения на положительное". Особое место уделено информации, направленной "на формирование положительного отношения к смене пола" – ее тоже размещать нельзя.

В силу документ вступит 1 сентября и будет действовать в течение шести лет.

– Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, согласно критериям РКН, должна выглядеть так: вы приходите в школу или в какую-то организацию и начинаете рассказывать, что геем или лесбиянкой быть гораздо лучше, чем гетеросексуалом, а смена пола сулит вам более долгую и счастливую жизнь. Но в реальной жизни по этим критериям людей будут привлекать за пропаганду и блокировать ресурсы за любое упоминание ЛГБТ-тематики. Больше всего настораживает то, что решение о блокировке будет приниматься "с учетом представления конкретного должностного лица", хотя понятие "пропаганды" ни в приказе, ни в законе не раскрыто. То есть как должностное лицо понимает пропаганду, так и будут выноситься решения о блокировке, – говорит руководительница проекта "Правовой помощи" команды "Сфера" Екатерина Диковская. Правозащитники "Сферы" с 2011 года защищают права сообщества ЛГБТ+ в России, борются с системными гомофобией, трансфобией и бифобией.

Максим Оленичев
Максим Оленичев

– На мой взгляд, критерии (принятые Роскомнадзором) еще больше расширяют понятие ЛГБТ-пропаганды, – говорит юрист Максим Оленичев. – Теперь любое позитивное упоминание о ЛГБТ-людях может считаться пропагандой. Это не касается отрицательного мнения, там пропаганды нет. Думаю, закон будет применяться избирательно. Мишенями станут публичные ЛГБТ-люди, которые открыто высказывают свое мнение, блогеры. А также региональные ЛГБТ-инициативы, которые борются с предрассудками на местах, чтобы снижать дискриминацию. Массово блокировать ресурсы не будут, это физически невозможно – ресурсов, которые рассказывают о ЛГБТ-людях, сотни тысяч. Но в любом случае власти при необходимости смогут использовать этот инструмент.

Объявленные Роскомнадзором критерии разработаны для реализации нового закона о запрете "пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, предпочтений и смены пола" среди людей любого возраста, который вступил в силу 5 декабря 2022 года. Если раньше позитивную информацию о гомосексуальности, бисексуальности и трансгендерности нельзя было распространять среди несовершеннолетних, то теперь запрет касается размещения такой информации в принципе. За это предусмотрены штрафы до 400 тысяч рублей для граждан и до пяти миллионов рублей для организаций. Кроме того, в законе также прописаны штрафы за распространение информации, которая может побудить несовершеннолетних совершить трансгендерный переход – от 200 тысяч до 4 миллионов рублей.

Цензура везде

После принятия закона книжные магазины и маркетплейсы начали убирать из продажи книги о гомосексуальной любви, а видеосервисы цензурируют сериалы. Полиция тем временем ищет трансгендерных секс-работниц и отдаёт их под суд. Суды в свою очередь рассматривают дела и назначают штрафы.

Сергей Трошин
Сергей Трошин

– Изначально было понятно, что они хотят полностью зачистить при помощи этого дискриминационного гомофобного закона все информационное поле от любых упоминаний ЛГБТ. Я не думаю, что у них есть ресурсы для такой зачистки, это невозможно. Если все будет зачищаться по определенным словосочетаниям или аббревиатурам, то будет придумана замена. Так или иначе, люди продолжат писать об этом, но эзоповым языком. Сегодня это единственное, что нам остается, – говорит ЛГБТ-активист, депутат от партии "Яблоко" в муниципальном совете Литейного округа Санкт-Петербурга Сергей Трошин.

– Когда в ВК заблокировали сообщество "Альянса гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие", одно из крупнейших подобных сообществ в России, в нем состояло 33 тысячи человек (и мы до сих пор судимся, сейчас будем подавать в Верховный суд), то нас заблокировали еще по старому закону. Так что сейчас не сильно что-то изменилось. Но тогда не было штрафов, а тут пугает, что штрафы совершенно непосильные для физлиц, а для юрлиц это фактически закрытие, – говорит активист правозащитной организации "Альянс гетеросексуалов и ЛГБТ за равноправие" петербуржец Алексей Сергеев.

Алексей Сергеев
Алексей Сергеев

31 марта 2023 года "Альянс" и его координаторы были признаны иноагентами.

– Если говорить про введенные критерии, то тут есть два вредных момента: теперь в принципе запрещено изменение мнения с негативного на какое-то другое про ЛГБТ-людей и нетрадиционные сексуальные отношения. И есть еще пункт про смену пола. Теперь нельзя об этом вообще говорить, или же говорить только в негативном ключе. Трансгендерные люди могут нуждаться в медицинском вмешательстве, в этом случае они проходят врачебную комиссию и получают разрешение на гормонотерапию и операции. Операция и терапия позволяют людям выживать, уменьшать число суицидов. И такие вещи надо приветствовать, потому что это избавляет от проблем, позволяет принять людям себя. Если мы не будем говорить об этом, мы, по сути, будем подталкивать людей к депрессии и суициду, – считает Сергеев.

"Угрожают расправой"

В 2017 году Европейский суд по правам человека признал закон о гей-пропаганде, действующий в России с 2013 года, дискриминационным, нарушающим право на свободу самовыражения. Но это не помешало властям в декабре 2022 года установить запрет на любое публичное упоминание темы ЛГБТ. Новый закон уже активно применяется. 18 апреля стало известно, что Роскомнадзор впервые передал в суд обвинения против двух региональных видеосервисов, Movix и Peers.TV. Они, по версии РКН, размещали неугодную ему пропаганду. На них составили административные протоколы, онлайн-кинотеатрам грозит штраф до 4 миллионов рублей либо приостановка деятельности на срок до 90 суток.

В Роскомнадзоре заявили, что ещё 15 подобных нарушений выявили у десятка других аудиовизуальных сервисов. Протоколы на них будут составлены позднее, сообщил регулятор.

6 апреля суд в Казани арестовал китайского блогера Хаояна Сюя на семь суток и постановил депортировать его из России. Его обвинили в пропаганде ЛГБТ-отношений в ютьюб-роликах. Сюй и его партнер Гела Гогишвили ведут телеграм-канал "Китаеза и Груеза" и публикуют видео о своих отношениях в тиктоке и на ютьюбе. Суд обнаружил 19 видео, на которых Сюй и его партнёр Гела Гогишвили "трогают друг друга за разные части тела, в том числе половые органы". Помимо этого суд решил, что Сюй таким образом "распространил среди несовершеннолетних желание сменить пол", передаёт "Сота".

Ранее блогеры рассказывали, что их преследуют гомофобы и угрожают им расправой. По словам Гогишвили, травлю организовал "православный активист" Тимур Булатов, известный своими доносами. После этого блогерам стали писать, что их убьют, казнят и кастрируют. Преследователи также пожаловались в полицию – из-за этого блогерам неоднократно звонили сотрудники уголовного розыска, требовали явиться в участок и заплатить штраф.

– Мы уже видим, что закон начинает применяться. Практика доносов распространяется. История с китайским блогером – одна из первых, – констатирует Трошин. – Из магазинов исчезло большое количество литературы. Есть доносы на магазины. Власть как будто этим законом дает сигнал, что гомофобия – это одобряемое поведение. А значит, дает сигнал каким-то людям – если раньше они опасались или не хотели проявлять свое поведение, то теперь можно.

Сергей Трошин – член партии "Яблоко". Летом 2022 года он открыто заявил о своей гомосексуальной ориентации и выступил против принятия готовившегося тогда закона о запрете пропаганды ЛГБТ. Трошин и сейчас продолжает критиковать уже принятый закон, считая, что сексуальная ориентация – врождённое свойство человека и пропагандировать его невозможно. Уже после принятия закона, в декабре 2022 года на Трошина написал донос некий житель Петербурга. Позднее глава муниципального образования "Литейный" Павел Дайняк обратился в прокуратуру с просьбой проверить Трошина на "пропаганду ЛГБТ" по новому закону.

– Пока никаких последствий не было. Я думаю, что прокуратура разобралась, что никакой пропаганды нет и быть не может, – говорит депутат.

– Я вижу рвение доносчиков. И думаю, что мы видим лишь верхушку айсберга, – отмечает Сергеев. – Люди редко жалуются. Ко мне обращаются те, кто уехал, и рассказывают, что многие из них в России пережили насилие, но не обращались в полицию. Просто волосы дыбом: человека, например, избивали, а он никуда не обращался. Одно из десяти дел, наверное, только доходило до полиции. Было исследование по прошлому закону (запрет ЛГБТ-пропаганды для несовершеннолетних. – СР). Тогда выяснилось, что число преступлений в отношении ЛГБТ-людей с 2013 до 2017 года выросло в два раза. И это только официальная информация. Я уверен, что эта тенденция продолжится. Сам этот закон влияет и на гетеросексуальных людей, неформального вида, с пирсингом, яркими волосами. А сейчас, после возвращения людей из зоны так называемой "СВО", с неуравновешенной психикой – я думаю, будут попытки самосудов, попытки сделать всех людей одинаковыми.

"Я ужасный человек"

19 апреля стало известно о смерти восьмиклассника в Пермском крае. 15-летний мальчик покончил с собой из-за безответной любви к приятелю. Также он жаловался на "непонимание и неприятие" в семье.

"Я очень люблю Олега (имя изменено. – СР), а он меня нет. Я не хочу жить. Олег, прости меня за всё, мне лучше умереть, чем испытывать страдания. Меня не понимает мать, я ее ненавижу, бабушка, прости за все, я ужасный человек. Я хочу, чтобы вы знали, что я умираю от непонимания и неприятия. Я хочу отношений с Олегом, а он меня не понимает, поэтому я выбираю смерть", – написал мальчик в прощальной записке.

Юлия Федотова
Юлия Федотова

Таких подростковых суицидов в будущем может стать больше, считает руководитель петербургского филиала Команды против пыток Юлия Федотова.

– Этот закон (о запрете ЛГБТ-пропаганды) очень опасен. В соответствии с международной классификацией болезней ВОЗ гомосексуальность считается нормой. А если нельзя об этом говорить, то у детей может просто не сформироваться понимание, что это нормально, если он заглядывается на людей своего пола, что он не псих и что никто не будет его лечить в психушке галоперидолом. Подросток не может послать на хрен общество и жить, как он хочет. Да, есть интернет. Но если люди из какого-то либерального общества условного Санкт-Петербурга могут найти информацию об этом, то ребенок из той же Перми не будет искать информацию, ведь все говорят, что это ненормально. И рядом не будет взрослого, который сможет ему это донести. Учитель будет нести ответственность за ЛГБТ-пропаганду или, в худшем случае, за развратные действия или вообще окажется махровым гомофобом. Так что, к сожалению, думаю, нас ждет рост числа суицидов, – говорит эксперт.

Юрист Максим Оленичев отмечает, что с момента принятия нового гомофобного закона возрос уровень страха, люди стали более уязвимы.

– Государство, принимая такие законы, объявляет ЛГБТ-людей фактически вне закона, – подчеркивает юрист. – Они могут жить, но не могут говорить о своих проблемах – а это создание семьи, воспитание детей, защита от дискриминации. Этот закон делает людей невидимыми и, по сути, отводит внимание от политической и социальной повестки. Я думаю, что в будущем проявлений гомофобии может стать больше. Если ЛГБТ-люди не будут открыто говорить о себе, то стереотипы о них будут еще больше укореняться. Что приведет к росту насилия и дискриминации.

XS
SM
MD
LG