Ссылки для упрощенного доступа

"Все молчат". Почему перестали поддерживать "дискредитаторов"?


С момента появления в Уголовном кодексе статей о дискредитации армии и фейках о действиях вооруженных сил было возбуждено 402 уголовных дела (данные на начало марта этого года). Очередными жертвами репрессий стали пенсионер из Северодвинска Александр Малафеевский и петербургский физик Дмитрий Богмут. Они не скрывали своих антивоенных взглядов, и теперь им угрожают большие тюремные сроки.

Текст: Окно

Александр Малафеевский
Александр Малафеевский

К 61-летнему Александру Малафеевскому пришли с обыском утром 29 февраля.

– Тебе звонят в дверь рано утром, ты еще спишь, открываешь в майке, а там 10 человек стоит. Неприятно вообще все это вспоминать и страшно, что это может когда-то повториться, – говорит Александр.

После обыска его отвели на допрос. Арестовывать не стали. Александр ждет суда дома. Против него возбудили уголовное дело за повторную "дискредитацию" армии по ч. 1 ст. 280 УК РФ.

Александр родился и всю жизнь прожил в Северодвинске, работал инженером на Северном машиностроительном предприятии, строил гражданские суда. Шесть лет назад вышел на "северную" пенсию. Появилось много свободного времени, и он увлекся фотографией.

По его словам, он написал шесть постов, касающихся войны. Сейчас все они недоступны другим пользователям. В декабре 2022 года на Малафеевского составили протокол по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП за "дискредитацию" армии и оштрафовали на 15 тысяч рублей. О содержании постов в приговоре суда не говорится. Не говорит о них сейчас по понятным причинам и сам Малафеевский.

Свое уголовное деле он обсуждать вообще не хочет. Говорит, что надеялся, что до уголовного дела не дойдет, а сейчас надеется на гуманизм суда.

– Я за политикой следил и в 2008 году, когда был конфликт в Грузии, и потом, когда был Крым и Донбасс, но с плакатами никуда не выходил, – рассказывает Александр. – Я не активист и не журналист, я обычный человек, у которого свое мнение, и хочется иногда написать то, что думаешь. Хотя писал я во "ВКонтакте" тоже мало, ну, комментировал там что-то. Многие их тех, с кем я общался, после начала СВО (так российские власти и СМИ называют войну в Украине. – "Окно") от меня отписались. Почти все. Ну, а те, кто остался, поддерживают, наверное. Хотя тоже не поймешь. Они ведь все молчат, ничего не комментируют.

После начала войны в Украине Александру, по его словам, пришлось разорвать отношения не только с виртуальными друзьями в ВК, но и с реальными. Критиковали его посты в основном Z-патриоты с закрытыми профилями. Кроме того, он заметил, что сами сторонники "спецоперации" уже разделились на тех, кто поддерживает и не поддерживает Путина. Но последователи оказавшегося в тюрьме Игоря Стрелкова-Гиркина тоже стараются помалкивать, замечает пенсионер.

Малафеевский говорит, что всегда участвовал в выборах и всегда голосовал за партии, которые "в итоге набирали два процента". За "Единую Россию" не голосовал ни разу с момента ее создания. А вот за Путина голосовал, но только в 2000 году.

– Я всегда Ельцина поддерживал, а Ельцин Путина рекомендовал как приемника, – говорит Александр. – Почему я должен был голосовать против Путина? Наверное, там были какие-то другие кандидаты тогда, за которых я бы мог проголосовать. Я сейчас уже не помню.

Президент России Борис Ельцин и исполняющий обязанности директора ФСБ Владимир Путин, 1998 год
Президент России Борис Ельцин и исполняющий обязанности директора ФСБ Владимир Путин, 1998 год

На президентские выборы 2024 года Малафеевский тоже ходил, но за Путина не голосовал. Политику и сегодняшний день он обсуждать теперь боится, зато охотно вспоминает 90-е годы.

– Кто-то говорит с ужасом об этом времени. Ну да, тяжело жилось, наверное. А мне нравилось, несмотря на то что цены были выше и зарплата меньше. Но там как-то веселее было, интереснее, музыка хорошая была. И страна, конечно, была посвободнее, не поспоришь, – вздыхает Малафеевский. – Не хочу говорить о каких-то вещах, связанных с моим процессом. Потому что вот выйдет интервью, в прокуратуре почитают и скажут: "Ага, он никак не уймется. Давайте-ка ему там еще настучим". Вот у Чанышевой (Лилию Чанышеву, главу штаба Навального в Уфе, летом 2023 года приговорили к 7,5 годам лишения свободы. В апреле 2024 года Верховный суд Башкортостана увеличил ей срок наказания на два года. – "Окно") было 7,5 лет, они подали апелляцию, чтобы ей уменьшили срок. А прокуратура вмешалась, и ей, наоборот, увеличили. Это, наверное, можно расценивать как сигнал нам всем.

Теперь на его странице в ВК не осталось никакой политики. Только фото заснеженного Северодвинска, от которых веет холодом и безысходностью.

"Попал под украинскую пропаганду"

Пятого апреля 2024 года арестовали сотрудника Петербургского института ядерной физики (ПИЯФ) 48-летнего Дмитрия Богмута, который поделился в своих социальных сетях репортажем Deutsche Welle. Об аресте сообщила пресс-служба суда.

Дмитрий Богмут (слева) с коллегой
Дмитрий Богмут (слева) с коллегой

Богмут работал техником лаборатории нейтронных физико-химических исследований. Его обвиняют в распространении "фейков" об армии по мотивам политической ненависти (п. "д" ч. 2 ст. 207.3 УК РФ), ему грозит от 5 до 10 лет колонии. Физику уже предъявлено обвинение. Во время заседания по избранию меры пресечения отрицать или признавать свою вину он не стал. Общество "Мемориал" признало его политзаключенным.

Петр (фамилию он попросил не указывать), коллега Дмитрия Богмута по институту ядерной физики, уверяет, что большинство сотрудников ПИЯФ арестованного и его антивоенные высказывания не поддерживают.

– Конечно, любой мог оказаться в такой ситуации, если бы вел себя так, как он, – говорит Петр. – Сочувствия нет. Скорее сожаление, что вовремя не остановили глупца. Сейчас его посты уже удалены, поэтому сложно сказать, за что конкретно его арестовали. Тут речь не о "за или против войны". Сложно найти человека, который будет именно за войну. Тут другое дело. Если идет война, то быть на стороне врага и желать поражения собственной стране – это идиотизм. Таких людей очень мало, судя по всему, но Дмитрий был именно из таких.

Тимофей (фамилию он попросил не указывать), сосед и одноклассник арестованного физика, преподает историю в одном из петербургских вузов и периодически общался с Дмитрием Богмутом.

– Я не удивлен, что его арестовали. Его дед был фронтовиком и погиб при освобождении Украины. А себя он считает этническим украинцем, хотя родственников там у него нет. И фамилия Богмут – украинская фамилия, созвучна с названием города Бахмут. Кстати, я не думаю, что он именно сторонником Украины является или что-то такое. Он скорее противник путинской России, – говорит Тимофей.

Хотя "Мемориал" объявил Богмута политзаключенным, даже близкие говорить о нем теперь не хотят.

– Люди даже из ближайшего окружения боятся говорить добрые слова об арестованных, не хотят оказаться рядом, включают самоцензуру, не дают комментарии – всё это опасно сейчас, ведь за слова людей обвиняют и сажают, – говорит петербургский юрист Георгий (фамилию он попросил не указывать из соображений безопасности. – "Окно"). – Вспомните историю с "Хизб ут-Тахрир" – сначала просто крымских татар по этому делу сажали, потом против тех, кто активно ходил в СИЗО, помогал, возникли дела, даже против тех, кто просто носил передачки в СИЗО. Неудивительно, что всеми владеет липкий страх. Но многие утонули в телевизоре и считают, что если кто-то думает не так, то он жертва американской или украинской пропаганды. Если почитать адвокатские чатики, можно увидеть, какой хейт получила адвокат Яна Неповиннова, защищавшая Сашу Скочиленко (осуждена на 7 лет за то, что разложила несколько антивоенных ценников в супермаркете в Петербурге. – "Окно"). Они реально считают, что Скочиленко враг, доносы друг на друга пишут – ведь адвокат Дмитрий Талантов, защищавший Ивана Сафронова, уже сидит по доносу коллег.

Об обстановке страха, который довлеет сейчас в России и часто оставляет преследуемых без моральной поддержки, говорит и адвокат Первого отдела Евгений Смирнов.

– Люди, живущие в России, прекрасно понимают, что говорить что-то в поддержку арестованного – это риск. В нашей практике огромное количество составов за негативные высказывания в адрес политики, проводимой российскими властями, и огромное количество составов за помощь в деятельности различных организаций, которые что-то делают или говорят против России. Поэтому все сейчас боятся и интервью давать, и поддерживать таких людей. Сейчас в России публичная поддержка людей, обвиненных в распространении "фейков об армии" или в "дискредитации армии", это уже своего рода гражданский поступок. При этом я уверен, что многие в частном разговоре его поддерживают. Ну да, близкие, друзья публично не готовы выражать свою позицию, но непублично стараются таким людям помогать.

Российские военные в Авдеевке, февраль 2024 года
Российские военные в Авдеевке, февраль 2024 года

Пока о каких-либо подробностях дела Дмитрия Богмута неизвестно. Физику назначили государственного защитника адвоката Елену Прудникову.

– Сейчас я уехала в отпуск, у меня путешествие будет по регионам России. Я уведомила об этом следователя, он меня заменил, – сообщила Прудникова корреспонденту "Окна". – Останусь ли я адвокатом Дмитрия Игоревича, будет понятно в конце мая, когда я вернусь. Все же отдыхают. Следователи отдыхают, защитники отдыхают. Если за время моего отсутствия будут какие-то следственные действия, то меня заменят, потому что без защитника человек оставаться не может.

Со своим подзащитным Прудникова увиделась только один раз, в начале апреля. Встретиться с ним до отъезда она не успела, потому что, по ее словам, "в изоляторах творится жесть".

– Только 4 апреля я у него была, но не успела позицию спросить, потому что мы не знали, будут журналисты звонить или нет, – говорит адвокат. – Я вообще удивлена, что журналисты интересуются.

Оценить перспективы дела Дмитрия Богмута Прудникова не может, поскольку никаких следственных действий на момент ее визита с физиком еще не проводилось.

Адвокат Валерия Ветошкина, комментируя общую ситуацию с уголовными делами за "дискредитацию" и "фейки", говорит, что приговоры по таким делам зависят от многих факторов, не только от работы защитников. Заинтересованность государственных защитников в исходе дела, по словам Ветошкиной, во многих случаях "оставляет желать лучшего", но наличие адвоката по соглашению тоже не гарантирует более мягкого приговора.

– Во-первых, важно напомнить, что дискредитация вооруженных сил РФ, совершенная впервые, это административное правонарушением. Повторная дискредитация уже уголовное преступление – ч. 1 ст. 280.3 УК РФ, за которое можно получить до 5 лет лишения свободы, – объясняет Ветошкина. – А в статье 207.3 УК РФ о "фейках" о вооруженных силах РФ три части. Сейчас в основном используют две из них. Первая часть предусматривает в качестве наказания до пяти лет лишения свободы, вторая – до 10 лет. Если человека обвиняют по второй части, то у него с вероятностью 99,9% будет мера пресечения в виде содержания под стражей и потом приговор, связанный с лишением свободы. По "уголовной" дискредитации – пятьдесят на пятьдесят. У адвокатов есть такая примета: если человек пришел своими ногами в зал судебного заседания на приговор, то своими ногами он и уйдет. То есть если его изначально не отправили в СИЗО, то и приговор не будет связан с реальным лишением свободы.

Петербургский юрист Олег удивлен ситуацией с адвокатом по назначению. Защитник не имеет права уйти в отпуск, пока у него есть незакрытые дела, говорит он.

– Адвокаты, бывает, по три-пять лет в отпуск не могут выбраться, когда дела одно за другим идут, и эта проблема постоянно возникает. Он, конечно, может в отпуск пойти, но клиент может жалобу в палату подать – за то, что адвокат его бросил. И следователи могут менять адвокатов по назначению как перчатки, и обжаловать в судах это бесполезно. А вообще, что касается всех этих дел о фейках и дискредитации – маразм крепчает. Чего стоит последняя новость о том, как парня обвинили в дискредитации за цвет волос. И наверняка все это будет увеличиваться и увеличиваться, пока всех под лавку не загонят окончательно, – говорит юрист.

Одним из самых громких процессов не только в Петербурге, но и в России стало дело петербургской художницы Саши Скочиленко, в марте 2022 года разместившей несколько антивоенных ценников в супермаркете "Перекресток" и получившей за это 7 лет тюрьмы.

В марте 2023 года по статье о "фейках" об армии к пяти с половиной годам приговорили петербуржца Олега Белоусова, написавшего в социальных сетях, что Путин разворовал Россию, убивает население украинских городов и является военным преступником. Донос на Белоусова написал участник группы "Питерские копатели" Сергей Чмыхун.

В феврале 2024 года уголовное дело о "дискредитации" армии возбудили против Дарьи Козыревой, сейчас она под следствием. 24 февраля 2024 года, во вторую годовщину российского вторжения в Украину, она пришла с цветами к памятнику Тараса Шевченко, а в августе 2022 года ее оштрафовали за то, что срывала с военной техники в парке "Патриот" листовки с буквами V и Z – эти литеры стали одним из символов российского вторжения в Украину. В декабре 2022 года Козырева написала черной краской "Убийцы, вы разбомбили его. Иуды" на инсталляции в виде двух сердец, которую власти Петербурга установили на Дворцовой площади в честь того, что Петербург и Мариуполь стали городами-побратимами.

XS
SM
MD
LG