Ссылки для упрощенного доступа

Мама, папа, дедушка, трое детей и инкубатор. Как Алик копит на ипотеку


Алик Гордюков
Алик Гордюков

В Калининграде 9-летний мальчик выращивает цыплят в однокомнатной хрущевке. Инкубатор с перепелиными яйцами ему подарили Дед Мороз и волонтеры – вместо козы, которую просил Алик. Так ребенок из малоимущей многодетной семьи рассчитывает заработать на ипотеку. Два месяца зимы уже принесли результат.

Цыплячья ферма в квартире Гордюковых
Цыплячья ферма в квартире Гордюковых

Эта история началась в конце декабря 2020 года, когда третьеклассник из Калининграда Алик Гордюков написал письмо Деду Морозу. Он рассказал, что вел себя хорошо, помогал маме, заботился о младших брате и сестричке. И попросил неожиданный для ребенка подарок – козу.

"Подари мне, пожалуйста, козу! Я очень хочу, чтобы у нас было свое молоко, я сам буду ее кормить и доить. Тогда мы сможем не покупать молоко в магазине, и я буду копить деньги на ипотеку. Я уже коплю деньги на ипотеку, потому что это наша мечта всей семьи. Я накопил 270 рублей! Я мечтаю, чтобы у меня была своя комната, пусть даже маленькая, под крышей. Потому что мы вшестером живем в одной комнате", – написал мальчик.

Ведь всем сейчас тяжело. Дети хотят многого, но нет возможности

– Я писал ночью, чтобы маму не будить. Мама ничего не знала, да и не позволила бы, – рассказывает Алик. – Я сам придумал про козу. Конечно, я верю в Деда Мороза. Он же исполняет все желания. И если в него верить, может все что угодно случиться.

– Я увидела письмо уже в интернете, писал он без меня. И я бы никогда не разрешила ему писать многое из того, что он написал. Я не думаю, что людям стоит знать, что мы нуждаемся. Ведь всем сейчас тяжело. Дети хотят многого, но нет возможности, – говорит мама Алика, Людмила Курбонова.

Людмила Курбонова с младшей дочкой
Людмила Курбонова с младшей дочкой

Семья Гордюковых – малоимущая и многодетная. Трое детей и трое взрослых – папа с мамой и дедушка, отец Людмилы, пенсионер-инвалид – живут в хрущевке площадью 29 квадратных метров. Единственная комната разделена шкафом. В крохотной "детской" половине – двухъярусная кровать для Алика и его 7-летнего брата Ромы, письменный стол со стареньким компьютером, книжные полки, диван для дедушки. На "взрослой" половине – диван, шкаф и телевизор, где живут родители и младшая дочь Настя, ей полтора года. По шкафам скачет кошка Люся – год назад Алик принес раненого котенка с улицы. Под ногами вертится той-терьер Нюша: отец семейства – дворник, подрабатывает на стройках, и однажды ему вместо оплаты за работу дали собаку.

Письмо Алика, мечтающего улучшить жилищные условия семьи, вместе с еще тысячей детских писем, попало к волонтерам. Семья Гордюковых – подопечные социального центра "Сопричастность", здесь им помогают с продуктами и одеждой. Волонтеры ежегодно собирают письма "для Деда Мороза" от детей из малоимущих семей, а потом организуют им подарки. Купить подарок ребенку может любой желающий.

Для нас коза была вариантом "лайт" – два года назад ребенок из многодетной семьи попросил корову

Когда волонтеры выложили письмо Алика в соцсеть, оно вызвало бурю восторга от пользователей. Люди готовы были жертвовать "на козу", советовали, как нужно выбирать животное, какие копыта и рога должны быть у "правильной" козы. Нашлись семьи, готовые сразу купить ее Алику. Одна из них – многодетная, которая сама когда-то нуждалась в помощи, а теперь, встав на ноги, готова была одарить козой семью Гордюковых.

– Для нас коза была вариантом "лайт" – два года назад ребенок из многодетной семьи попросил корову. Кстати, корову ему подарили, – вспоминает глава центра "Сопричастность Болеслава Яковлева. – А в этот раз у меня было семь звонков от тех, кто готов купить козу Алику. Если бы мы принимали все предложения – у нас бы было стадо.

После консультаций с родителями Алика и опытными заводчиками коз от идеи решили отказаться. Гордюковы хоть и снимают огород в пригороде, где держат стареньких кур, но содержать там козу накладно и хлопотно. И тогда волонтеры придумали альтернативу – инкубатор для разведения цыплят.

– Нашелся один из "дедов морозов", калининградец, который очень глубоко вник в эту тему и очень хотел сделать ребенку полезный подарок. И мы решили: почему бы не инкубатор? Вырастить цыплят в инкубаторе – это не так сложно. И он идею поддержал, купил инкубатор, и мы подарили его Алику, – вспоминает Болеслава.

Прямо 31 декабря долгожданное вручение подарка состоялось.

– Дед Мороз мне принес подарок прямо на Новый год! И инкубатор лучше, чем коза! – с радостью вспоминает Алик. – Правда, у него не было инструкции и мы долго разбирались с ним. Смотрели в интернете, как он работает.

Алик и его инкубатор
Алик и его инкубатор

Теперь в однокомнатной квартире, которая и так перенаселена, появилась целая птичья ферма. В коробке пищат двадцать крошечных перепелок – это первый "вылуп" из яиц, которые подарили вместе с инкубатором, гордо сообщает Алик. Он на этой ферме главный.

– В инкубаторе сейчас 30 яиц осталось. Их надо опрыскивать, смотреть за температурой и влажностью. 14 января вылупились первые птицы. Мы ждали первого вылупа, мама подготовила коробку. Первый вылупился, и потом пошли. Теперь двадцать птенцов живут в коробке, я их кормлю комбикормом, наливаю воду, – рассказывает парень.

Дедушка помогает, папа тоже трудится, и я тоже не стою на месте, помочь хочу

В планах Алика – продажа птенцов. Все вырученные средства планируется направить на накопления, чтобы в будущем купить дом.

– Птенцов я буду продавать по 250 рублей, а целадонов – в два раза дороже – по 300! – считает начинающий фермер. – Деньги я отдам маме, а дальше как получится. У нас с ипотекой проблемы. Мы ищем дом, но не можем найти. Дедушка помогает, папа тоже трудится, и я тоже не стою на месте, помочь хочу. Мы хотим, чтобы мы не жили в однокомнатной квартире, чтобы было больше места, где можно выращивать курочек. И каждому из детей нужна своя комната. В моей комнате будет письменный стол, книги, полки, ящики, кровать...

На гречке и макаронах

Свой дом – главная мечта этой семьи. Но пока это нереально: семья еле сводит концы с концами. Отца дети почти не видят, он на работе круглосуточно. Его зарплата дворника – 20 тысяч рублей. Если есть подработка на стройке, это еще примерно десять тысяч – если, конечно, не платят собаками. Около 8 тысяч – пособия на детей. Людмила в декретном отпуске, раньше работала кондуктором. Сейчас она стоит в очереди в ясли, чтобы отдать туда Настю и поскорей выйти на работу.

Алик накопил, вот, 300 рублей, говорит: "Мама, я накопил, я тебе отдам"

– Мы мечтаем купить дом, но у нас нет первоначального взноса, а это 15% на дом. Если дом – это три с половиной миллиона, то около 400–500 тысяч рублей надо. Пытаемся отложить, но не получается. Алик накопил, вот, 300 рублей, говорит: "Мама, я накопил, я тебе отдам". Приятно, что ребенок заботится... Мы не живем шикарно. Живем как все, питаемся гречкой, макаронами. Мяса практически не видим. Очень тяжело... – на этих словах Людмила не выдерживает и начинает плакать. Алик обнимает маму, пытаясь успокоить.

По словам Людмилы, коммуналка съедает шесть тысяч семейного бюджета. Материнский капитал семья вложила в комнату, в которой сейчас живет мать Людмилы.

– В 2013-м я родила Рому, получила маткапитал, и в 2016 году пошли слухи, что аннулировать будут. И мы в панике купили комнату в квартире. Там все долевые собственники – дети, и продать ее быстро нереально, – говорит Людмила.

"Детская комната"
"Детская комната"

Семья стоит в очереди на земельный участок для многодетных. Но, как рассказывает Курбонова, участок, скорей всего, будет без инфраструктуры. Вместо земли семья планирует получить денежный сертификат. Но и он не решит вопрос с ипотекой.

– У нас более трех тысяч человек стоит в очереди на землю, а в год дают 50–60 участков, без инфраструктуры. Я хочу отказаться от земли. Но деньги за него нельзя направить на первоначальный взнос по ипотеке. Ими можно только саму ипотеку погасить. И допкапитал на Настю, 100 тысяч, которые заплатили областные власти, идет на технику, а не на первоначальный взнос. И многие банки не хотят с ним работать, – говорит Людмила.

Но всем сейчас нелегко, и есть семьи, которые живут хуже, чем мы

При этом она не хочет просить помощи – ей стыдно и "неприятно, если люди будут тыкать пальцем":

– Мне не верится, что кто-то нам может помочь, с той же ипотекой. Хотя я знаю, что есть много добрых людей, хочется верить в чудо. Но всем сейчас нелегко, и есть семьи, которые живут хуже, чем мы. Государство и так нас поддерживает, раньше, говорят, вообще ничего не давали. Я считаю, что не лучше, но не хуже, это точно. Все равно хоть как-то помогают.

Именно чиновники предложили семье обратиться в "Сопричастность": "Не порекомендовали даже, а именно дали направление".

– Ну а какую соцзащита может помощь оказать? Они могут дать только две тысячи раз в год для семей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, – поясняет глава центра Болеслава Яковлева. – И мы ежегодно 15 направлений в месяц предоставляем соцзащите, чтобы они могли направить к нам семьи, которые реально нуждаются, которые совсем в критической ситуации, кому сейчас есть нечего, а не через месяц, когда они справки соберут.

Рома, брат Алика, с птенцом
Рома, брат Алика, с птенцом

"Сопричастность" – негосударственный центр, живущий на пожертвования. Малоимущим волонтеры помогают с одеждой, продуктами, устраивают экскурсии.

– Мы меньше стали денег тратить на еду – гречка, мука, картошка [теперь от "Сопричастности"]. Перед Новым годом дали продуктовые пайки. Часто делают Праздник урожая для детей. Мы ездили на фермы, яблоки собирали, коз смотрели. Ездили на экскурсию смотреть коров, – рассказывает Людмила.

У меня будет большой дом, большое хозяйство

Именно после такой экскурсии Алик решил, что обязательно станет фермером. В подарок от волонтеров у него еще и мини-огород – формочки, куда к весне он высадит семена баклажанов, кабачков, огурцов, а потом будет продавать саженцы.

– Когда вырасту, я буду фермером. Буду выращивать кур, коров. коз. Хочу выращивать растения, животных, кроликов. У меня будет большой дом, большое хозяйство, – мечтает мальчик.

В бедности растет каждый пятый

Цыплята пока – это одни расходы: на яйца, корм, одноразовые пеленки, а это больше тысячи в месяц. Ферма Алика – это, скорей, воспитательный момент, говорит мама. Всерьез на большие доходы здесь не рассчитывают, но сам факт, что ребенок увлекся сельским хозяйством, внушает оптимизм.

– Эта семья очень хорошая, позитивная, работящая, непьющая, но попавшая в сложную жизненную ситуацию, – рассказывает Яковлева. – Она срочно нуждается в улучшении жилищных условий. И непонятно, как решить этот вопрос. Такой семье может помочь только обладающий ресурсами человек.

Алик с мамой
Алик с мамой

После огласки в СМИ на ферму Алика стали жертвовать жители со всей России. За перепелок семья получила первые четыре тысячи рублей, говорит Болеслава Яковлева. Подрощенных цыплят волонтеры перевели из квартиры в отдельный загон.

Сейчас решили вернуться к идее разведения коз. Волонтеры семье помогут – здесь даже рассчитали бизнес-план для Гордюковых.

К августу выйдем в ноль, а к октябрю сможем выйти на прибыль

– В том сарае в пригороде, который сейчас снимают Гордюковы, мы своими силами провели свет. Сможем содержать коз в тепле, готовить им теплую мешанку. Мы рассчитали: нам нужно минимум четыре хорошие дойные козы, а в идеале пять. Для бройлеров сделаем отдельное место. Семья будет получать мясо, молоко, делать сыр на продажу, к августу выйдем в ноль, а к октябрю сможем выйти на прибыль, – говорит Яковлева.

Но это лишь планы. Пока же в подобной ситуации, как Гордюковы, тысячи семей с детьми по всей стране. Статистику об уровне "детской бедности" – о числе детей, живущих в семьях с уровнем доходов ниже прожиточного минимума (11 468 рублей), Росстат публикует со значительным опозданием, лишь раз в два года. Самые свежие данные – это конец 2018 года, согласно которым почти 23% российских детей, то есть каждый пятый, живут в бедных семьях.

Из-за задержки публикации данных влияние пандемии на динамику детской бедности можно будет оценить только в 2022 году. Но уже понятно, что ситуация с бедностью в России только ухудшается. Летом 2020 года за чертой бедности жило около 19,9 млн россиян, или же 13,5 % населения. Из-за резких ограничений в пандемию реальные денежные доходы россиян упали сразу на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В целом число обращений не снижается – о нас узнают все больше и приходят новые семьи

Недавно Росстат отчитался о некотором снижении уровня бедности в третьем квартале 2020 года: число нуждающихся снизилось на 1,1 млн человек, до 18,8 миллиона. То есть теперь бедным считается каждый седьмой россиянин. Положительную роль сыграли социальные выплаты семьям с детьми и безработным.

– Да, если смотреть динамику, ситуация улучшилась. Это, прежде всего, "путинские" средства, которые выплачивали летом. Те, у кого по 6–7 детей, представляете, такие деньги они получили, – говорит Яковлева. – Очень многие семьи вышли из долгов, сделали ремонт, закупили технику, денежная поддержка сыграла положительную роль. И у нас значительно меньше стало обращений именно от постоянных семей, многие начали выходить из программы поддержки. Но в целом число обращений не снижается – о нас узнают все больше и приходят новые семьи.

Пособия на детей – наверное, единственный плюс пандемии. Жизнь малоимущих граждан едва ли становится проще. Пытаясь получить помощь, российские малоимущие и многодетные выходят на митинги, как это было в Архангельске. Безуспешно пишут президенту, пытаясь выжить в 30 квадратных метрах, как семья Буздаковых из-под Пскова.

Его потом посадили, а семья с детьми осталась без всего. И ребенок написал письмо Деду Морозу, чтоб тот им подарил корову

Но помогают им, как правило, обычные люди: соседи и волонтеры. "Если бы не люди, мы бы не выжили", – говорят в таких семьях.

А дети из малообеспеченных семей каждый год пишут Деду Морозу и просят подарки, игрушки, канцтовары или, как Алик, о существенной помощи для всей семьи. И роль "дедов морозов" берут на себя неравнодушные жители.

– Кстати, о корове, которую просил несколько лет назад ребенок из малообеспеченной многодетной семьи, – вспоминает Яковлева. – Там была страшная ситуация: отец допился, облил веранду бензином, перебил весь скот, бычка и кур. Его потом посадили, а семья с детьми осталась без всего. И ребенок написал письмо Деду Морозу, чтоб тот им подарил корову. И нашелся спонсор, крупная компания, которая подарила ее. Но часто в роли "дедов морозов" выступают обычные жители. В этом году мы закрыли 980 подарков для детей, я сама была удивлена. Наверное, все настолько устали от этой пандемии, что всем хотелось чуда. И хотелось возможности подарить чудо.

XS
SM
MD
LG