Ссылки для упрощенного доступа

"Все равно вас никто не ждет". Как срочников уговаривают подписать контракт


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

37-летняя Яна Кузнецова из Петрозаводска заявила, что офицеры подписали контракт на воинскую службу за её 18-летнего сына Кирилла Воронко, у которого нет даже среднего образования. Теперь Воронко законно могут отправить воевать в Украину. Давление на новобранцев-срочников стало массовым после начала масштабного вторжения России в Украину, и жалобы родителей пока не остановили инициативы военных. Родственники Воронко рассказали Север.Реалии, что его отправят в Беларусь 20 мая, "а когда он окажется в Украине – лишь вопрос времени".

"Моего сына Кирилла лишили воли, ввели в заблуждения путем давления на эмоциональное состояние. Сказали подписывать документы! На что он сказал, что подписывать ничего не будет. К вечеру ему дали ксерокопию контракта. Мы обнаружили, что на контракте подделка подписи", – такое обращение жительницы Петрозаводска Яны Кузнецовой появилось в сети 8 мая 2023 года.

Подписывайтесь на инстаграм и телеграм Север.Реалии. Там мы публикуем контент, которого нет на сайте!
Кирилл Воронко в Петрозаводске во время отправки в армию
Кирилл Воронко в Петрозаводске во время отправки в армию

Кирилла Воронко проводили в армию в ноябре 2022 года. Мать срочника уверена, что служба необходима, чтобы сын вырос мужиком, а "не бегал от армии, как любит молодежь".

Война в Украине и сообщения, опубликованные весной 2022 года, об отправке срочников в зону боевых действий Яну настораживали, но она, как и многие, верила словам президента России Владимира Путина и комиссаров, которые пообещали не отправлять солдат срочной службы для участия в военном вторжении.

Из Карелии он прибыл в Богучар Воронежской области, а после принятия присяги – в соседний город Валуйки в Белгородской области. В этих городах расположены военные части 3-й мотострелковой дивизии, организованной в 2016 году. По данным СМИ, дислоцированные вдоль украинской границы соединения с момента создания использовали тактические знаки оккупационных сил Луганской народной республики (ЛНР) и могли быть частью подготовки к масштабной военной операции России в Украине.

Пять месяцев Кирилл ремонтировал КАМАЗы, учился строевой подготовке и один раз был на стрельбище. Все это время офицеры "давили", предлагая подписать контракт, рассказал Кирилл Север.Реалии.

– Кирилл понимает, что такое контракт: его сейчас отправят в Украину, и все. Он нам сразу сказал: "Я, может быть, пойду потом по контракту служить, но после того, как я вернусь домой и посоветуюсь с родными". Когда им сказали написать эти рапорты (на службу по контракту. – СР), то заверили, что они не имеют значения. "Если не надумаете служить по контракту, придете и откажетесь". Он пришел сразу же в этот день: "Я не буду служить по контракту". На него морально давили, говорили: "Что вам делать на родине, если все равно вас никто не ждет там, тут и зарплаты хорошие, да и вообще все хорошее. Что вы там будете делать, кому вы там нужны?" – пересказывает слова военных офицеров Яна Кузнецова.

С Кириллом Воронко провели несколько встреч. По словам Яны, беседовали некие "лейтенант Евдокимов и майор Селезнев". Но Воронко от контракта отказался. Несмотря на это, 27 апреля 2023 года ему выдали копию контракта с якобы его подписью, Кирилл утверждает, что документ не подписывал.

– У меня сын умудрился все это сфотографировать, мы сразу по первому взгляду поняли, что подпись не его. И на следующий день заказали экспертизу, которая установила, что подпись не его. Написано, что контракт на два года. Зарплата не указана. Мы сразу начали звонить майору и требовать, чтобы разорвали контракт. Он ответил так: "Вы же понимаете, что будете писать рапорты (на разрыв контракта. – СР), а они будут просто теряться", – пересказывает беседу Яна. – Я его умоляла, как мать – дайте ребенку написать рапорт. На что мне было сказано: он уже давно не ребенок, раз он пошел служить в армию. Я это головой понимаю, но сердцем – нет. Я ему объясняю: а если бы у вашего сына была такая ситуация? Он ответил мне матом: "Значит, он долбо*б, раз подписал". Так он не подписывал! Что они умеют? Как пушечное мясо отправят сына моего! И он не готов, и я не готова. Только не в наше время, только не сейчас. Поэтому мы всеми силами пытаемся ребенка вернуть хотя бы обратно на срочную службу. Контракт подписан на два года, и с ним никто его не расторгнет, пока не закончится вся эта спецоперация. Какой ребенок в 18 лет идет служить?

На следующий день после вручения контракта, по словам родственников, Кирилла перевели в другую часть в городе Ельня вблизи границы с Беларусью. 20 мая его направят в Беларусь, пообещало командование. Родственники предполагают, что это лишь дело времени, когда парней перебросят в Украину.

Кирилл Воронко
Кирилл Воронко

Кирилл Воронко родился в Петрозаводске. Мать, продавец в супермаркете, одна воспитывала его и сестру. Окончив восемь классов, Кирилл устроился на автомойку, покрывал автомобили воском на заказ. Отсутствие аттестата средней школы де-юре должно было повлиять на заключение с ним контракта на военную службу, рассуждает Яна Кузнецова. По закону, Минобороны РФ набирает контрактников минимум с девятью классами образования, однако офицеры не приняли во внимание этот нюанс.

– Мы хотим возбудить уголовное дело. С экспертизой выйдем в суд, потому что подпись не его. Если все получится, контракт сами разорвут. Мы написали везде, где только можно: в Министерство обороны, в военную прокуратуру, в главную прокуратуру, президенту, в Генпрокуратуру, в "Совет матерей". Пока везде тишина, – перечисляет Яна.

Она ждет, чтобы военные действия в Украине побыстрее закончились.

– У меня никакого отношения нет к спецоперации. Раньше читала и смотрела про это. А сейчас не могу ничего слышать, потому что в любой момент у меня могут ребенка отправить туда. Я думаю, что руководство страны все равно в курсе. Хотя они могут всем говорить: "Вы что, почему, да такого нет". Но без них же это тоже не обходится, правильно? – рассуждает она.

Обновление 29.06.23: Кирилла Воронко вернули в воинскую часть с границы с Беларусью. Мать Воронко Яна Кузнецова сообщила, что её сына "вернули на срочную службу". Расторгли ли с Воронко контракт, пока неизвестно.

Россия начала полномасштабное вторжение в Украину 24 февраля 2022 года. Руководство страны называет войну "специальной военной операцией", целью которой заявлено присоединение оккупированных ранее территорий так называемых Луганской и Донецкой "народных республик".

Родители срочников за несколько дней до начала войны узнали, что сыновей везут на учения под Курск и Белгород. Многим матерям удалось вернуть сыновей после заявлений в прокуратуру. В их числе жительница Новгородской области Екатерина, чей 18-летний сын также служил в городе Валуйки в 2022 году в составе 3-мотострелковой дивизии. Она сообщила, что офицеры подделали подпись ее сына при отправке в Украину.

Военнослужащие, проходящие срочную службу, по закону могут быть направлены для участия в вооруженных конфликтах после четырех месяцев подготовки. Однако в начале военных действий России в Украине Владимир Путин пообещал, что срочников не будут направлять в Украину. Это обещание Путин сделал на фоне сообщений от родственников и СМИ о том, что в войне участвуют солдаты срочной службы. Кремль изначально опровергал это, однако позже подтвердил факт использования срочников в военных действиях.

В апреле сенатор Людмила Нарусова передала генпрокурору папку с информацией о новобранцах, которые продолжают участвовать в боевых действиях. Так, например, отец военнослужащего из Ленинградской области Павла Позанена, погибшего в бою под Харьковом в первый день войны, заявил, что за его сына подписали контракт в октябре 2021 года. Родители Позанена пытались вызволить сына из воинской части несколько месяцев, однако перевести его назад на срочную службу так и не удалось.

В мае 2022 года военный прокурор Западного военного округа Артур Егиев заявил, что не менее 600 солдат срочной службы привлекались к военным действиям в Украине, "около 12 офицеров" за это наказаны, а срочников вернули в Россию.

​В июне о подделке контракта с Минобороны РФ заявила мать военнослужащего псковской десантно-штурмовой дивизии. Срочник подал иск, однако суд тогда встал на сторону войсковой части. Решение аргументировали тем, что в 2021 году молодой человек писал рапорт о своем желании продолжить службу по контракту.

В ноябре 2022 года к штабу Западного военного округа в Санкт-Петербурге со всей России приехали матери срочников, которых направили на службу на границу с Украиной. Они требовали встречи с руководством штаба, но в приемную их так и не пустили. В числе пикетчиц была активистка "Совета матерей и жен" Ольга Цуканова. Ее 20-летнего сына уже дважды пытались отправить в Украину, однако ей каждый раз удавалось остановить процесс оформления контракта.

XS
SM
MD
LG