Карельского плотника Сергея Филенко дважды оштрафовали за "дискредитацию" российской армии. Несмотря на это и реальную опасность попасть под уголовное преследование, он высказывается против войны и даже уплату штрафа превратил в антивоенную акцию. Филенко продолжает строить дома и говорит, что человек, который нацелен на созидание, не может поддерживать разрушение.
"Запрещаю тратить на войну!"; "Ни копейки на войну и Путину – разрешаю тратить на добрые дела" – такие надписи петрозаводский плотник и писатель нанес на шесть пятитысячных купюр, фотографии которых выложил в своем аккаунте в Facebook. На каждой купюре – пояснение: "Шестая часть штрафа плотника Сергея Филенко, ч. 1 ст. 20.3.3 КОАП".
Статья 20.3.3 КОАП – про "дискредитацию" российских Вооруженных сил. Она появилась в Административном кодексе России 4 марта 2022 года, спустя несколько дней после начала "специальной военной операции" в Украине. По ней предусмотрен штраф от 30 до 50 тысяч рублей, суды чаще всего наказывают по нижней планке – 30 тысяч. Именно такие штрафы дважды получил Сергей Филенко за свои посты во "ВКонтакте". Причем второе административное дело против него возбудили уже тогда, когда страница Филенко была заблокирована: полиция использовала скриншоты, и это вполне устроило судью, которая посчитала плотника виновным в правонарушении.
– Поражает, что по всей стране судьи, движимые каким-то инстинктом насекомых, вообще не различают добра и зла, справедливости. Удивительные, образованные люди осуждаются за антивоенные плакаты. Мать многодетная? Тоже наплевать. Я в суде перепробовал всё: и апелляцию к Конституции, и наглядные образы, которые должны были тронуть самую неразвитую, тупую душу. Пофиг всё! Как они живут со всем этим? – удивляется Сергей Филенко.
Под "наглядными образами" активист имеет в виду 324 стеклянных шарика, которые он принёс на суд по второму административному делу и с грохотом высыпал на пол перед судьёй. Каждый шарик символизировал погибшего в Украине ребёнка – цифру называли международные наблюдатели и власти Украины.
Мы разговариваем на крыше строящегося дома в одной из карельских деревень, идет укладка кровли. Дома Филенко строит вместе с напарником, который в целом придерживается тех же взглядов, но в более "простой" интерпретации. Например, негодует по поводу ухода из России иностранных производителей.
– Он возмущался тем, что скоро нельзя будет купить нормальную бензопилу, нельзя будет купить финскую черепицу, которой мы сейчас крышу кроем – она еще "довоенная". Он говорит: как так, я-то при чем?! А я объясняю: вот представь, мы жители маленькой африканской страны, в которой все руководство – людоеды. Пока ели своих, все было тихо. А потом взяли и сожрали целый дом белых людей. И все другие государства от нас в ужасе отвернулись. А мы с тобой просто строим хижины для нашего народа, людоедства не одобряем… Но со стороны нам говорят: да идите вы все на фиг!
Сергея Филенко задержали на митинге в поддержку Навального в апреле 2021 года. Пока росгвардейцы тащили его к автозаку, а он громко скандировал "Заповедь" Редьярда Киплинга: "Владей собой среди толпы смятенной, тебя клянущей за смятенье всех, верь сам себе наперекор вселенной, и маловерным отпусти их грех…" Запись облетела интернет.
В 2022 году Филенко стал первым жителем Карелии, которого оштрафовали за "дискредитацию" Вооруженных сил. Это решение он пытался оспорить, но безуспешно. Изначально плотник заявлял о своем нежелании платить штраф, однако потом передумал:
– Меня очень заботило то, что деньги пойдут на патроны. Я даже пытался в интернете узнать, сколько стоит патрон для автомата Калашникова, но достоверных данных не нашел. Если просто не платить, штраф возрастает, а государство все равно выкрутит эти деньги из слабых честных рук. Я понимал, что деньги – понятие обезличенное. Но деньги пахнут, что бы там ни говорил Веспасиан, и купюры, подписанные мною, плотником, могут избежать участи быть потраченными на безжалостные людоедские цели.
По словам Сергея, он и раньше подписывал купюры, только тогда это не вызывало такого резонанса.
– Когда появились двухсотрублевые купюры, где изображены Херсонес и памятник затопленным кораблям в Севастополе, я каждую подписывал: "Крым – это Украина" и "Путин – х***о". Потом подумал, что эти купюры и детям могут попасть, и стал писать "Путин – вор". Поначалу боялся, но понял, что никто не присматривается. Однажды мне знакомый показал мою же купюру – вот, дескать, что мне выдали. А я отвечаю: да, знаю, я такие видал…
Антивоенный призыв Сергей Филенко оставил и на избирательном бюллетене – в Карелии с 9 по 11 сентября проходили выборы губернатора. На победу, кроме действующего главы региона, единоросса Парфенчикова, претендовали справедливоросс Андрей Рогалев, ездивший на Донбасс коммунист Евгений Ульянов и несколько технических кандидатов. Плотник написал на бюллетене "Слава Украине! Нет войне!", а напротив каждой графы нарисовал пацифик. Фото документа он выложил в соцсетях, как и многие из тех, кто использовал бюллетени для выражения антивоенной позиции.
– Неожиданно для меня, слово стало стоить дорого – не так, как это было до войны. Честное, хорошее слово против этой войны – к нему прислушиваются. Разве я ждал, что эти подписанные в злобном раздражении деньги получат такую известность? – рассуждает плотник.
Филенко стоит на крыше и вспоминает плотника из фильма "12 лет рабства", которого сыграл Брэд Питт. Герой Питта помог главному герою, когда-то проданному в рабство, вернуть себе свободу. Он рисковал при этом жизнью, Сергей Филенко рискует свободой: за публичную "дискредитацию" армии, совершенную в течение года после привлечения к административной ответственности за то же деяние, можно попасть в колонию на три года. Сокурсник Филенко, экс-заключенный Рубен Погосян, когда-то рассказавший о пытках в петрозаводской колонии, уже находится под уголовным делом – за распространение "фейков" о действиях российской армии.
– Я такой же трусливый и никчемный, как мой народ. Но есть какие-то этические соображения, которые перевешивают, – объясняет Филенко. – Мы с женой разговаривали: зачем я делаю эти не очень интересные людям публикации, которые прочтут три десятка людей? Зачем выкладывать новость, которую и так все прочитают, наживая себе беды? Но если этого не делать, то, когда закончится чудовищная война, я буду чувствовать себя совестливым немцем, который молчал. Буду пить и стану спившимся, морально опущенным, просравшим жизнь стариканом. И что, спрашиваю я жену, ты захочешь с таким человеком коротать свою жизнь?
Вопрос об эмиграции Филенко, по его словам, не рассматривает:
– Друзья из Финляндии говорят мне: давай, уезжай. Но вот я уеду в страну, которая отбилась после того, как моя страна чудовищно на нее напала в 1939 году, и сбегу я оттого, что моя страна опять напала на другую страну! Ну что это такое?.. Я не уверен, что я потяну уехать и быть там нужным, а не просто – "Спасите меня!".
Филенко носит с собой высохшую лапку ежика, он показывал ее и на суде по первому административному делу. Зверек попал под колесо стратегического бомбардировщика – Филенко тогда служил в армии и видел произошедшее своими глазами. Плотник часто сравнивает себя с этим ежиком, а современную милитаристскую Россию – с тем самым бомбардировщиком, под колеса которого попадают невинные.
– Вот здесь, летом, когда мы строили этот каркас, над нами, над этими соснами, летали военные самолеты с аэропорта в Бесовце. Понятно, для чего они тренируются… Слов нет для описания этой ситуации. Потрясение, ведь мы выросли на произведениях про маленького человека, которого жалко – про Акакия Акакиевича Башмачникова. И вдруг мы не то что "звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас" не понимаем, а даже добро и зло не различаем, – рассуждает карелец. – Мы живем как в обмороке. У меня есть школьный товарищ, мой одноклассник. Мы сидели за одной партой, дружили, потом меня забрали в армию, а он поступил в военное училище. Он стал профессиональным военным, потом – священником. И мое последнее сообщение, которое я ему написал, но на которое он так и не ответил: "О чем ты разговариваешь с Богом после 24 февраля?" Я не поверю, что осудившие меня судьи – добрые, спокойные женщины – жили и ждали: "Вот сейчас придет время, и мы всех посадим!!!" Как мы сейчас тайком шепчем: "Нельзя убивать людей" – также и они тайком шептали: "Надо убивать людей! Надо бомбить, чтобы выжившие ходили на искусственных ногах!" Не может же такого быть?
Филенко поднимает голову от работы, оглядываясь на низкое осеннее солнце. Он приколачивает мягкую черепицу, промазывает швы герметиком, перемещаясь по крыше свободно, без всякой страховки. Летом 2021 года Сергей упал с такой же крыши, разбил голову, но потом все равно вернулся к плотницкому труду. В нем он видит основу своего мировоззрения: для человека, который постоянно что-то строит, естественно ненавидеть войну.
– Летом мы собрали небольшую баню, – вспоминает плотник. – Заказчик – простой, положительный мужик-дальнобойщик. И, как водится у пьющих людей, он вроде все время был на виду, путался под ногами, но с каждым часом становился все более пьяным. Мы с напарником сработали хорошо, быстро, закончили за день, и на этой радостной волне хозяин бани подошел к нам и с пьяным энтузиазмом воскликнул: "Ребята! Может быть, нам на войну вместе, на Украину?!" И наткнулся на мой взгляд…
По данным правозащитного проекта "ОВД-Инфо", на конец августа в России было возбуждено 3807 административных дел по статье 20.3.3 КОАП РФ. "Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации" караются штрафом в размере от 30 до 50 тысяч рублей для физических лиц (должностным лицам придется заплатить от 100 до 200 тысяч, юридическим – от 300 до 500 тысяч). Поводом для административного протокола может стать любое антивоенное высказывание: художественная акция, надпись "Нет войне" или флаг Украины на странице в соцсети.
Эта статья появилась в Административном кодексе после начала т. н. "спецоперации", 4 марта 2022 года. Тогда же были внесены поправки и в Уголовный кодекс – появилась статья 207.3 УК РФ "о фейках": "Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации". Состав "преступления" тот же самый – достаточно называть "спецоперацию" войной и говорить о гибели мирных жителей Украины от действий российской армии. По данным "ОВД-Инфо", за полгода войны фигурантами уголовных дел стали 224 человека. Помимо статьи 207.3 УК, антивоенных активистов преследуют за "вандализм", "телефонный терроризм", "оправдание, пропаганду или призывы к терроризму".