Ссылки для упрощенного доступа

"У нас как после бомбежки". В Карелии расселенные дома закапывают в землю


В Карелии старые дома закапывают вместе с бюджетными деньгами. В нескольких районах бизнесмены получили миллионы рублей на вывоз расселенных домов на свалку. Но вместо утилизации подрядчики решили строительный мусор закопать прямо на месте разобранных домов. Сайт Север.Реалии выяснил, что такой способ утилизации домов распространен в Карелии.

В поселке Шальский Пудожского района Карелии – 1600 человек. Крупных производств там давно нет, хотя еще в начале нулевых работал лесозавод: он был одним из ведущих карельских деревообрабатывающих предприятий. В лучшие годы продукцию продавали в Англию, Финляндию, Голландию, Бельгию. Завод был местным кормильцем. Сегодня люди живут за счёт рыбалки и ягод. Из социальных объектов в поселке только амбулатория, школа, магазин и спортивный ангар. Последний поддерживают активисты поселка.

Наталья Прохорова еще недавно жила в Шальском в деревянной двухэтажке. Ее дом попал в программу расселения ветхого жилья в 2018 году. В этом же году жильцам выдали новые квартиры, кому-то даже в Петрозаводске. Но само здание разбирать и вывозить не спешили. Дело сдвинулось только после визита в поселок республиканских властей: глава Карелии побывал в Шальском в августе 2019 года.

Расселенные дома в поселке Шальский, лето 2019
Расселенные дома в поселке Шальский, лето 2019

– У нас как после бомбежки. Завода нет, дома все стоят, – рассказывает Наталья. – Руины просто, никто там не живет. Глава, видимо, дал разгон им, что деньги-то выделены, программа подходит к концу, а у них конь не валялся. Вот они и давай все быстро делать, – рассказывает Наталья.

Контракт на снос и утилизацию 13 аварийных домов в Шальском сельском поселении 10 июня 2019 года выиграл индивидуальный предприниматель Иван Окрепилов. Его компания единственная заявилась на аукцион. До 2 сентября, согласно контракту, фирма должна была выполнить все работы общей стоимостью 2 миллиона 957 тысяч рублей. Сама делать это компания не стала, наняла субподрядчиков – братьев Петушков.

– Приехали экскаваторы и давай эти дома закапывать. Ночью сначала пытались делать, а потом стали среди бела дня. Мы куда только не писали, но приходили отписки: "Неправда. Дома не закапываются. Все вывозится". А мы-то что – глаза свои закроем? – говорит Прохорова.

Драка "за правоту"

Муж Натальи Владимир Шульга взял планшет и отправился фотографировать сомнительные работы, экскаватор работал. Братья даже не пытались ничего скрыть. Утилизировали строительный мусор прямо на месте аварийного дома. Выкапывали ямы, укладывали доски, поверхность ровняли, присыпали песком.

Работа подрядчика в Шальском
Работа подрядчика в Шальском

– Я одну фотографию сделала от машины. Муж говорит, что далеко. Пошел ближе, залез на кучу песка. Смотрю, экскаватор уже не работает. Один из рабочих подошел к Володе, стал наезжать. А он ответил, что ничего незаконного не делает и работе не мешает. Стали спорить. В это время из экскаватора вылез второй рабочий. Прибежал, сбил мужа с ног. И оба стали его пинать, угрожать. После чего подняли упавший планшет и уехали вместе с ним в Пудож, – рассказывает Наталья.

Далее история развивалась как в кино. Рабочие обратились в пудожскую полицию, заявили, что Владимир Шульга в нетрезвом состоянии напал на них с ножом, хамил.

– Хорошо, что я его одного не пустила, – говорит Наталья. – А там мои показания против их.

Владимир в тот же день также обратился в полицию, зафиксировал побои (сломанный нос): в постановлении, которое следователь выдал Шульге на руки, указано, что Владимиру нанесен легкий вред здоровью. Однако дела не возбудили. А субподрядчики – братья Петушки – на следующий же день продолжили закапывать аварийные дома в Шальском.

– На следующий день смотрю: экскаватор работает, те же люди на месте. Я звоню следователю, что за дела? Они работают, закапывают дома. Он мне говорит: "Они пока не завершат контракт, уголовное дело на них заводиться не будет". Они так и работали вплоть до сентября месяца. Все 13 домов закопали, ничего не вывозилось никуда.

Копали, но не нашли

Прокуратура, Следственный комитет, Министерство строительства, ЖКХ и энергетики РК, Министерство природных ресурсов и экологии РК – это ведомства, куда обращался Владимир Шульга. Но в ответах одни отписки: работы проведены в соответствии с контрактом, мусор вывезен. Жители Шальского писали и в Москву, в том числе президенту России. Но все письма спускались обратно в республику, ответы дублировались. Найти правду так и не удалось. Владимир считает, никто ее и не пытался искать. Ведь чтобы найти, по словам Шульги, достаточно просто приехать в поселок и покопать.

Владимир Шульга после потасовки с субподрядчиком
Владимир Шульга после потасовки с субподрядчиком

6 декабря 2019 года прокуратура Пудожского района проводила проверку, произвели 17 контрольных раскопок грунта вблизи двух домов по улице Заводской. Местных жителей, правда, на эти раскопки не приглашали. Прокуратура выяснила, что во время земельных работ братья Петушки повредили распределительный кабель связи ПАО "Ростелеком", а остатки кирпичей, досок и другого строительного материала обнаружили только в одном из 17 контрольных раскопов. Прокуратура оштрафовала предпринимателя Окрепилова, который отдал подряд по утилизации домов Петушкам, дважды по 1500 рублей.

Иван Окрепилов на вопрос корреспондента сайта Север.Реалии "Куда вывезли остатки разобранных домов?" сказал, что их утилизировали на мусорном полигоне в Вытегре. Информацию о том, что субподрядчик вывез закопанный мусор из поселка, озвучили и в Минстрое Карелии.

Однако местные жители и депутаты приглашают чиновников из Петрозаводска приехать весной на место работ и вместе с ними проверить почву: по их словам, никто закопанные дома никуда не перевозил.

Работа техники в Шальском
Работа техники в Шальском

– Мы весной сделаем повторный запрос и попросим проверить все снесенные дома по Пудожскому району. Их 43 дома. Наверное, везде одинаково – закапывали и все. Это непроверенный факт. Но жители Кубова и Стеклянного говорят, что у них дома тоже закапывали в землю, – сказал сайту Север.Реалии руководитель Пудожского отделения КПРФ Леонид Попов.

Вместе с тем на сайте госзакупок можно найти акт о выполненных работах за подписью главы Пудожского района. Там отчет по каждому дому. Согласно документу, строительный мусор вывозили за 200 км на полигон. Эта работа стоила подрядчику, судя по документам, почти три миллиона рублей.

Вывезли в лес

Похожая история произошла осенью 2019 года в поселке Чална, недалеко от Петрозаводска: там аварийные дома вывозили и закапывали в местном лесу. Незаконные работы заметила лично глава сельского поселения Оксана Ерюшкина.

– Я сама лично видела, как выгружают машины. Второй котлован, который был вырыт, и я это видела и у меня зафиксировано, тоже уже переполнен и засыпан, – рассказала Оксана.

Вывезенные в лес дома в Чалне
Вывезенные в лес дома в Чалне

Контракт на снос и вывоз строительного мусора в Чалне выиграла компания ООО "Спецстрой", которая наняла субподрядчика ООО "Ремстройстандарт". До 31 августа 2019 года он должен был снести и вывезти на ближайший мусорный полигон 43 дома за те же 3 миллиона, как и в Шальском. По подсчетам Оксаны, разбор и утилизация одного дома обходятся в 300 тысяч рублей, и выделенных денег на 43 дома явно не хватало, поэтому субподрядчик, видимо, решил сэкономить на транспортировке отходов, закопав их в соседнем лесу.

В конце февраля 2020 года замруководителя Россельхознадзора по Карелии, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Любовь Иевлева рассказала журналистам, что земельный участок, на который вывозили строительные отходы, относится к землям сельхозназначения, и собственник участка, который предоставил его под вывоз разрушенных домов, будет оштрафован на 50 тысяч рублей. По словам Иевлевой, в дальнейшем ему предъявят претензию на добровольное возмещение вреда. По закону предприниматель может либо рекультивировать землю, либо возместить ущерб деньгами в бюджет поселения.

XS
SM
MD
LG