Ссылки для упрощенного доступа

"Мы понимаем, что вы не виноваты". Как в Финляндии относятся к выходцам из России


Хельсинки, митинг в поддержку Украины, февраль 2022
Хельсинки, митинг в поддержку Украины, февраль 2022

Российские чиновники заявляют о травле и давлении на русскоязычное население за границей. C 24 февраля, начала так называемой "специальной операции" в Украине, пропагандистские СМИ регулярно рассказывают о случаях агрессии к россиянам за рубежом, вплоть до физической расправы. Север.Реалии спросил русскоязычных жителей Финляндии, с какими проблемами они столкнулись и как их решают.

11 марта журнал Seura опубликовал опрос жителей Финляндии об отношении коренного населения к русскоязычным после нападения России на Украину. По нему, 71% финнов положительно относится к этой группе мигрантов, 8% респондентов заявили, что их отношение к русскоязычным согражданам стало более негативным, у 7% опрошенных негативное отношение не изменилось, 10% респондентов не смогли определиться с ответом. Также, по данным опроса, 77% респондентов выступают против дискриминации и риторики ненависти по отношению к русскоязычным.

С призывами разделять инициатора войны и обычных граждан 1 марта выступила и премьер-министр Финляндии Санна Марин. Она заявила: "Начатая Путиным война – это не решение обычных русских. В Финляндии нет места никакому насилию или дискриминации и притеснениям по отношению к гражданам, независимо откуда они родом и на каком языке говорят".

Консультативный совет по межнациональным отношениям при министерстве призвал людей сосредоточить свои усилия на добрых делах.

"На Украину напала российская армия по приказу руководства РФ. В Украину не вторгался русский народ, и людей русского происхождения, живущих в Финляндии, нельзя винить в ситуации в Украине. Сейчас важно поддержать Украину и украинцев", – заявили в министерстве.

В Финляндии сегодня проживает около 100 тысяч русскоязычных граждан.

"Мы понимаем, что вы не виноваты"

Даша Шаварина живет в небольшом городе Финляндии, в 70 км от российско-финской границы. В первый же день вторжения России в Украину она вышла на акцию протеста в центр города. Тогда она впервые услышала слова поддержки от обычных финнов не только в адрес жителей Украины, но и россиян, живущих в стране.

– Там были русские, были украинцы, были финны. И один финн обратился к русским и сказал: "Можете не оправдываться, мы понимаем, что вы не виноваты". И это меня по-настоящему поддержало в тот день, – говорит Даша.

Даша живет в Финляндии с 2019 года – приехала в страну по обменной программе учиться в магистратуре клинической лингвистики. Когда началась эпидемии коронавируса, она решила задержаться здесь. Сейчас Даша учится в программе для мигрантов с профессиональным образованием, которые хотят узнать больше о трудовой жизни в Финляндии. С первых дней войны преподаватели программы выразили поддержку всем россиянам.

– Мои преподаватели из университета говорят, что можно пока не сдавать домашние задания, говорят, чтобы в случае чего мы сообщали о случаях дискриминации, потому что такого не должно быть, ну и чтобы мы также заботились о себе, –​ рассказывает Даша.

Антивоенная акция 24.02.2022, Финляндия
Антивоенная акция 24.02.2022, Финляндия

Еще больше предложений и помощи посыпалось, когда Даша опубликовала в одной из групп в социальной сети просьбу найти необходимые вещи для ее родных, которые приехали к ней из Украины.

–​ С того момента минимальные слова поддержки вылились в какой-то поток. В тот же момент откликнулись человек 50! Все, что я попросила, нашлось минут за 20. И мне до сих пор продолжают писать с разными предложениями о помощи, –​ говорит девушка.

Даша отмечает, что, кроме предложений о помощи, ей постоянно шлют слова поддержки. По ее словам, в Финляндии очень крепкая культура низовых инициатив, и поддержка беженцев, иммигрантов, ЛГБТ, людей с инвалидностью чувствовалось и до ситуации с Украиной.

– Я всегда ощущала это в нашем городе, но сейчас, как русский человек в этом конфликте, я чувствую колоссальную заботу. Мои коллеги по учебе все понимают положение – никаких обвинений, ничего подобного. Финские друзья пишут и спрашивают, как я себя чувствую, не нападает ли кто на меня, как чувствуют себя русские за границей, – говорит Даша. – У меня сейчас немного времени, так как я занимаюсь своей семьей, помощью другим беженцам, но только полдня уходит, чтобы ответить на слова поддержки, которые поступают с разных сторон.

При этом Даша отмечает, что единичные проявления негативного отношения к русским все же встречаются.

– Например, недавно мой друг услышал в очереди в банкомат, что финская пенсионерка сказала фразу "это все поганые русские сняли", когда не смогла получить наличные. Она не обращалась к нему или кому-то конкретно, думаю, она даже не поняла, что он русский. Но это был единственный эпизод неприятный, – говорит Даша Шаварина.

"Не готов рассказывать ничего о том, что прямо или косвенно связано с Россией"

Максим работает в одном из университетов Финляндии четвертый год. Он вспоминает, что в первые дни после начала войны был страх и непонимание, чего ждать дальше. Тревога усилилась после поста в твиттере ректора университета, что нужно поднять вопрос, принимать ли русскоязычных студентов на следующий учебный год.

– Хотя это не касается меня, но это было тревожно. Примерно 70% комментариев были за то, чтобы принимать студентов из России, но были и комментарии против, – говорит Максим. – Я однозначно осуждаю агрессию России. Но мне все равно стало сложно работать и психологически, и чисто технически: много проектов и планов было связано с сотрудничеством с Россией. В один момент все рухнуло. Я понимаю, что не будет никаких официальных проектов, что все будет сейчас заморожено.

Максим говорит, что спустя несколько дней до сотрудников университета довели официальную позицию руководства: на неопределенное время прекращаются все контакты с российскими партнерами, нельзя приглашать российских коллег или участвовать в одних мероприятиях с ними, в том числе онлайн, не рекомендуется даже отправлять электронные письма с университетской почты. Личные и дружеские контакты могут поддерживаться только через соцсети и мессенджеры.

– Я понимаю, откуда берутся такие настроения, что надо подождать и посмотреть, что будет дальше. И надо понимать, что есть официальная позиция руководства, а есть реакция коллег, в том числе тех, с кем непосредственно работаешь, – говорит он.

Сейчас Максим приостановил работу над одной из научных статьей, которая касается России, а также попросил отменить свою лекцию в университете о России. Коллеги и руководство отнеслись к такому решению с пониманием.

– Я попросил отменить эту лекцию, в том числе из уважения к украинцам и потому, что среди студентов могут быть украинцы. Сейчас я не готов рассказывать ничего о том, что прямо или косвенно связано с Россией, хотя моя сфера очень далека от военных вопросов, – рассказывает Максим.

Исследователь признается, что в первые дни даже всерьез думал о том, чтобы уволиться. Ситуация изменилась после встречи, которую финские коллеги организовали для всех, кто работает с Россией, а также для российских и украинских сотрудников.

– Я там выступил довольно эмоционально. Было важно высказаться, и было важно услышать коллег, их слова поддержки. После этой встречи стало легче, – признается Максим. – От тех, с кем я непосредственно работаю – мой научный руководитель и исследовательская группа, – была прямая поддержка. Люди приходили ко мне в кабинет и по рабочим делам, и просто пообщаться, спросить про настроение, что в обычной ситуации бывает не часто. Так что тот твит, о котором я говорил в начале, и вообще жесткая позиция Министерства образования Финляндии, которой обязано следовать руководство университета, нивелировалась нормальным человеческим общением. С научным руководителем мы договорились о том, что я приостанавливаю свои исследования в России и сосредотачиваюсь полностью на координаторской работе в одном из проектов. То есть российскую тематику я для себя пока исключил.

Максим также отметил, что за все дни с начала конфликта в Украине ни он лично, ни его семья не сталкивались с какой-либо дискриминацией.

– Так сложилось, что жена обращалась в эти дни за медицинской помощью, и я немного переживал, как там сложится. Но нет – все везде было как всегда, очень корректно. Школа, куда ходит ребенок, сделала рассылку о недопустимости буллинга. Дети, конечно, обсуждают войну, и моему ребенку сказали: "Ваша страна начала войну". Но это все говорилось без агрессии, и на все наши вопросы о том, как дела в школе, мы слышим ответ, что все нормально, – говорит Максим.

Студенты и взаимопомощь

Алиса приехала по обменной программе из Петербурга в один из институтов Финляндии на полгода. По ее словам, в первые же дни ее финские преподаватели прислали ей письмо поддержки с предложением психологической помощи в первую очередь. Также с предложением помощи в возвращении на родину написали из российского вуза.

–​ Финский университет прислал письмо с предупреждением, что если будет какая-то дискриминация или что-то такое, можно обращаться к ним. И что они могут оказать психологическую помощь. Но дискриминации не было, может, мне просто везёт с окружением, –​ говорит Алиса.

Сейчас Алиса пытается решить вопрос с деньгами: они на российской карте оказались заблокированы. В аналогичной финансовой ситуации оказались и другие российские студенты в Финляндии. Большинство из них живут за счет родителей, которые раньше переводили им деньги из России. Из-за санкций сделать это теперь невозможно.

В социальных сетях люди начали создавать группы взаимопомощи: кому-то необходимо переслать деньги родным в Россию, а кому-то – из России в Европу.

"У нас образовались две группы – родители студентов, которые ищут способ перевести средства в Финляндию, и жители Финляндии, которые не могут перевести средства своим близким в Россию. И что в связи с этим? А то, что у этих обеих групп есть способ помочь друг другу. Родители студентов могут перевести деньги родственникам жителей Финляндии, живущим в России, а жители Финляндии, соответственно, могут спокойно сделать перевод российским студентам, живущим здесь. Такой вот получается бартер", –​ написала в популярном паблике "На берегах Пиелисйоки" его автор Елена Лазарева-Ниемиляйнен из финского города Йоэнсуу. Под постом оставили комментарии сотни пользователей соцсети, которым нужна помощь и кто готов помогать.

"Против путинской пропаганды"

16 марта на страницах в социальных сетях Посольства России в Финляндии появилось объявление для граждан РФ, которые живут за границей, с просьбой сообщать о случаях дискриминации:

"Уважаемые соотечественники! О случаях нарушения прав, дискриминации и разжигания ненависти по отношению к гражданам Российской Федерации и носителям русского языка просим сообщать в консульский отдел посольства по электронной почте".

В ответ на это сообщение пользователей соцсетей обрушились с критикой и словами, что в подобной помощи не нуждаются. Спустя сутки комментарии под объявлением закрыли.

18 марта демократическое сообщество русскоязычных в Финляндии опубликовало в группе Facebook обращение, в котором заверяет, что преследования русскоязычных в стране нет, и осуждает действия российского посольства, которое призвало русских сообщать о нарушениях их прав, дискриминации и разжигании ненависти в отношении них в Финляндии.

"Демократическое сообщество активно выступало и выступает против путинской пропаганды. Мы сообщаем, что будем противодействовать любым провокациям и спецоперациям по распространению лживых слухов в русскоговорящей среде. Не существует организованного преследования русских в Финляндии. Мы осуждаем попытку российского посольства использовать нас, российских граждан и носителей русского языка, в качестве гибридного оружия в агрессивной политике нынешнего российского правительства. Мы считаем неприемлемым уничтожение человеческих жизней в военных действиях. Мы считаем неприемлемыми угрозы и враждебные действия российского руководства в отношении финского государства", – говорится в обращении. Его сообщество направит финским властям и в Посольство России в Хельсинки.

...

XS
SM
MD
LG