Ссылки для упрощенного доступа

Россиян снова пускают в Финляндию. Есть ли очередь на границе?


Российско-финская граница, Ниирала-Вяртсиля
Российско-финская граница, Ниирала-Вяртсиля

Российско-финляндская граница открылась для туристов 15 июля после двухлетних ограничений из-за пандемии коронавируса. За первые выходные, по данным финской погранслужбы, границу пересекли около 20 тысяч человек, в основном россияне. Что происходит на границе и когда туризм в странах вернется на "доковидный" уровень, читайте в материале корреспондентов Север.Реалии.

"Нас развернули обратно, обычных туристов не пускают российские пограничники" – с таких сообщений в соцсетях с различных пунктов пропуска на границе России – Финляндии началось 15 июля.

В этот день Россия должна была снять коронавирусные ограничения для пересечения сухопутной границы. Но распоряжение "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" к назначенному дню не опубликовали, поэтому законных оснований для пропуска обычных туристов у погранслужб не было. Чтобы не возвращаться обратно домой, люди в срочном порядке записывались к врачам в финские клиники, чтобы иметь легальное основание для выезда из РФ.

К полудню постановление правительство все же опубликовали на официальном портале правовых актов, и всех туристов начали пропускать.

Туристы и ситуация на границе

Особый режим работы госграницы был введен в марте 2020 года. Тогда пересекать сухопутную границу могли только водители большегрузов, дипломаты и чиновники. Ограничения действовали с обеих сторон. Первые послабления появились осенью 2020-го для тех россиян, у которых есть финский вид на жительство или паспорт – они могли пересекать обе границы, также можно было приехать в Финляндию на лечение, учебу или на работу.

В 2021 году приезжать в Финляндию и возвращаться обратно разрешили родственникам тех, кто постоянно проживает в Финляндии. Обычным туристам без особых причин все это время пересекать границу запрещалось. Кроме этого обязательно было сдавать тесты на ковид тем, у кого не было одобренной ВОЗ вакцины. Все эти ограничения действовали с финской стороны до 1 июля 2022 года, с российской – до 15 июля. Теперь российские туристы могут беспрепятственно въезжать в Финляндию и возвращаться обратно.

Алена из Костомукши до марта 2020 года ездила в Финляндию 2–3 раза в месяц – к друзьям, в магазины, бассейны. Когда узнала, что границы открывают, решила непременно воспользоваться возможностью и поехать "на разведку".

Алена со своей семьей в первом путешествии в Финляндию после открытия границ
Алена со своей семьей в первом путешествии в Финляндию после открытия границ

– Процесс прохождения границы такой же, как и раньше, до ковида. Только людей для воскресенья в разы меньше. Главные впечатления, что все новое – это хорошо забытое старое. Очень рады, конечно. Для нас покупки – это приятный бонус, главное, что теперь мы сможем, как раньше, ездить к родным и друзьям, бывать в горнолыжных центрах, путешествовать в другие страны через Финляндию И так далее. Для Костомукши, которая отдалена от крупных городов, это правда важно. В следующие выходные хотим поехать уже дальше и на несколько дней, – рассказывает Алена.

Всего за первые выходные российско-финскую границу пересекли около 20 тысяч человек. Примерно 80% направлялись из России в Финляндию. По словам представителя пограничной службы Финляндии Киммо Громоффа, поток пассажиров увеличился лишь на 10%. В основном люди приезжают за покупками или в отпуск. Еще одна причина: через Финляндию поехали туристы других европейских стран. И на погранпунктах можно услышать привычный допандемийный диалог:

– Куда направляетесь?

– В Хельсинки.

– Это конечный пункт?

– Нет, оттуда летим в Испанию.

– Достаточно ли у вас денег для поездки?

– Да, у нас кэш.

В целом же людей пока немного. Это отмечают сотрудники погранслужбы, а также перевозчики. Работающие в режиме нон-стоп ранее водители шоп-туров говорят, что пока ажиотажа у пассажиров нет.

– Мало у кого есть визы – и у пассажиров, и у водителей. Многие только подали документы. Так что машин на границе тоже пока мало, – рассказал один из перевозчиков из Петрозаводска. – Главное изменение за последние два года – это цены: все очень сильно подорожало, не знаю, вернется ли в связи с этим спрос. ​

Бизнес и приграничная территория

На заправочной станции, расположенной на российской стороне сразу за пунктом пропуска Вяртсиля-Ниирала в Карелии, а также в магазине Duty Free увеличения потока покупателей также пока не заметили. Сотрудница заправки утверждает, что машин стало меньше после того, как российским грузовикам запретили въезд в Финляндию, но с началом летних школьных каникул поток пересекающих границу заметно вырос. В последние же дни никаких особых изменений не произошло.

Менеджер магазина Duty Free говорит, что ажиотажа на границе нет, и разницы с прошлой неделей тоже нет.

В магазине Duty Free пока не заметили изменений с количеством туристов
В магазине Duty Free пока не заметили изменений с количеством туристов

"Ждали толпу, но толпы не случилось", – говорит менеджер, стоя посреди почти пустого магазина: во время пандемии магазин долгое время не работал, но и после открытия ассортимент и объемы основного товара, алкоголя, сильно сократились.

– К концу недели ждем завоз, может, к тому времени больше людей получат визы и начнут ездить, – с надеждой говорит он.

Не вернулись к работе и придорожные кафе, что успешно работали до 2020 года с карельской стороны границы. За последние два года закрылись несколько точек, в том числе известный и любимый и российскими, и финскими туристами "Колмас".

"Откроемся, когда вернутся финны", – говорили в марте 2020 года сотрудники кафе накануне закрытия границы. Тогда весь персонал перевели на работу в другие компании комплекса "Колмас", куда входит горный парк Рускеала, а также туркомплекс в Сортавале. Сейчас по информации представителей фирмы, кафе "Колмас" готовится к открытию, правда, будет работает не в полном объеме, как это было до коронавируса. Дата открытия пока неизвестна.

Кафе "Колмас" планируют открытить в ограниченном режиме
Кафе "Колмас" планируют открытить в ограниченном режиме

Трудности и их решение

Со стороны Финляндии тоже не все просто. Еще до открытия границы глава центра исследований и анализов ТАК Паси Нуркка дал прогноз, что приграничная торговля может откатиться на 20 лет назад. По мнению исследователя, общее снижение уровня жизни и доходов в России ограничит возможности россиян делать покупки в Финляндии, и туристы в основном будут покупать товары повседневного спроса.

За два года пандемии торговая отрасль в приграничных территориях понесла убытки в миллионы евро. Начиная с марта 2020-го только приграничная с Россией Юго-Восточная Финляндия, где расположены основные пункты пропуска с Ленобластью, в сутки теряла более миллиона евро каждый день на торговле. Шоп-туры – один из наиболее популярных видов туризма в Финляндии для россиян. В одной Юго-Восточной Финляндии в 2019 году граждане России потратили около 310 миллионов евро. Автобусы туристов приезжали из Петербурга в Иматру, Лаппенранту, по пути заезжая в отстроенные приграничные супермаркеты за финской рыбой, сыром, кофе и пр.

Как рассказал Север.Реалии представитель администрации центра "Царь" (Zsar Outlet Village) Петтери Терхо, с весны 2020 года ситуация была сложной, вторжение России в Украину сделало ее еще сложнее.

– В целом ситуация ужасающая. Оказывается, может быть что-то хуже коронавируса, – говорит он.

За последние два года компания вынуждена была провести несколько раз реорганизацию бизнеса. До нападения России на Украину успешно работала услуга пересылки товаров по почте, из-за наложенных санкций на Россию она стала невозможной. Однако представители крупнейшей торговой деревни на российско-финской границе надеются на сохранение бизнеса, хоть и не дают никаких прогнозов.

– Российские клиенты – важная целевая группа, но она не настолько большая. Хотя, безусловно, было бы здорово, чтобы все люди смогли свободно перемещаться между странами. Если сравнить с тем, что было год назад, ситуация выглядит гораздо оптимистичнее. Однако неопределенности все же много, –​ комментирует Петтери Терхо.

Как рассказал владелец магазина Laplandia Market в приграничном городе Лаппеенранта Мохамад Дарвич, в период коронавируса их продажи составляли всего 20 процентов от допандемийных цифр. Теперь он ожидает, что бизнес пойдет в гору.

– Как только стало известно, что Россия открывает границу, мы заказали товар и начали заполнять полки, – говорит бизнесмен.

Магазин Disas, Иматра
Магазин Disas, Иматра

Тем не менее ожидать, что в ближайшее время поток туристов из России в Финляндию восстановится до предпандемийных уровней, нельзя, у многих за годы пандемии просто истек срок действия визы.

По информации Генерального консульства Финляндии, число желающих получить визу резко выросло с начала лета. В визовый центр в ближайшее время попасть невозможно. В Петрозаводске ближайшая свободная дата – 17 августа, но только для клиентов, готовых оплачивать индивидуальные услуги Premium Lounge. Всего же за первые недели июля россияне подали 6200 заявлений на получение финского "шенгена".

Еще одна проблема для трансграничных путешествий – санкции, введенные в отношении российского банковского сектора. Из-за них ни карты российских банков (даже тех, кто пока не попал под прямые санкции) не работают в Финляндии, ни карты финских банков не работают в России. Купить рубли в Финляндии почти невозможно: банки российскую валюту, которая перестала быть свободно конвертируемой, не покупают и не продают. Можно купить рубли у тех, кто может их привезти из России, но такие варианты довольно рискованные – можно стать жертвой мошенников.

В России обменять евро на рубли можно в отделениях банков и только "по курсу Центробанка", то есть в лучшем случае – в районе 62–64 рублей за 1 евро. Также валютой торгуют "менялы" – их курс на 4–5 рублей выше. Но для этого надо ехать до ближайшего города, где есть банк, а многие финны предпочитают не выезжать дальше ближайшей заправки, кафе и магазина.

Россиянам при планировании поездки в Финляндию еще сложнее. Во-первых, купить евро в России сложнее, чем продать. Даже "менялы" продают валюту только в том количестве, в котором ее купили у тех немногих, кто согласен продавать евро по 70 рублей и ниже. В банках наличной валюты достать почти невозможно.

– Я искал евро в разных банках в Петрозаводске, но валюты почти нет, да и та заканчивается к обеду, поэтому я купил несколько сотен евро у знакомых в Финляндии – это был самый простой и безопасный вариант, – рассказывает житель Карелии Сергей.

Другие трудности ждут российских туристов в самой Финляндии. Потратить наличные они смогут только там, где товары или услуги доступны сразу – в магазинах, ресторанах, спа-центрах. Найти ночлег уже сложнее: заранее забронировать и оплатить гостиницу или арендовать коттедж почти невозможно все из-за тех же банковских санкций.

Те туристы, которые все же доберутся до финских магазинов после долгого перерыва, могут быть неприятно удивлены. Продовольственная инфляция в Финляндия значительно ускорилась, и самые популярные товары, в том числе кофе и сыр, за последние два года заметно подорожали. Впрочем, купить привычный финский товар в России сейчас почти невозможно, продаваемое "из-под полы" стоит в разы дороже исходной цены в финском магазине. Так что указатели на русском языке в финских магазинах скоро снова станут востребованы.

Война и этический выбор

Научный сотрудник Института внешней политики Юри Лавикайнен нынешний формат взаимодействия между Финляндией и Россией называет "крайне ограниченным" из-за вторжения России в Украину и последовавшего конфликта между Россией и Западом. Но некоторые сферы сотрудничества могут сохраняться даже сейчас, считает он. Примером может служить сотрудничество в сфере контроля над вооружениями в годы холодной войны. Участники конфликта могут руководствоваться очень прагматичными соображениями и так называемыми национальными интересами. По мнению эксперта, в этих ситуациях военно-политическое руководство государств рассчитывает на то, что взаимодействие в некоторых сферах "не снижает их шансов на победу в конфликте, и может принести больше пользы, чем противнику".

– Эта логика, по-видимому, стоит и за решениями об открытии границ, поскольку она не требует, чтобы ни одна из сторон меняла свою позицию в конфликте. Примечательно и то, что границы были закрыты из-за ковид-ограничений, а не продолжающегося вторжения, и решение об их открытии было связано со снятием этих ограничений, – напоминает Лавикайнен.

Прагматизм финляндского руководства ограничивается желанием "поддерживать отношения с Россией на минимальном уровне и оказать некоторую поддержку экономике, разрешив туризм из России". Кроме того, Лавикайнен видит в позиции Финляндии и гуманитарную составляющую.

– Закрытие границы наносит ущерб в первую очередь интересам населения России, а не российского государства, которое является главной целью западной санкционной политики, – говорит Лавикайнен.

И если для правительства Финляндии открытие границы было скорее продиктовано экономическими и гуманитарными вопросами, то для для российского руководства это решение было скорее политическим, ведь с недавних пор Финляндия, как и другие члены Евросоюза, входит в список "недружественных стран".

– Россия, наверное, считает, что пока ей тоже нечего терять, открывая границу, так как настоящая битва идет в Украине и на высшем политическом уровне, – считает Лавикайнен.

Несмотря на открытие границ, Финляндия не считает Россию предсказуемым партнером и добрым соседом. Теперь Россия – не столько источник экономических выгод, сколько источник угроз безопасности, в том числе гибридных. 7 июля этого года финский парламент принял закон об усилении безопасности на границе с Россией. Он позволит установить заграждения на некоторых участках границы, в первую очередь вблизи от пунктов пропуска, и закрыть границу для беженцев в случае чрезвычайных ситуаций.

– Забор призван работать как дополнительное препятствие, если Россия захочет наказать Финляндию за вступление в НАТО, организовав массовый поток иммигрантов через финскую границу, как она это сделала в 2015-2016 годах (тогда из России в Финляндию и Норвегию по так называемому "арктическому пути" попали или пытались попасть тысячи беженцев из стран Средней Азии, Африки и Ближнего Востока. – СР). Аналогичные действия Беларуси в отношении Польши, Латвии и Литвы в 2021 году вызвали в Финляндии некоторую обеспокоенность тем, что Россия может снова использовать этот инструмент, – объясняет Лавикайнен.

Профессор Университета Восточной Финляндии Ольга Давыдова-Минге связывает открытие границ с желанием нормализовать пограничный режим Евросоюза. Формальных или юридических препятствий для этого нет, поскольку закрытие границ и ограничение въезда в страну не входит в пакеты санкций стран ЕС.

Эксперт отмечает, что Финляндия стремилась построить добрососедские отношения с Россией на протяжении последних 30 лет. Финны помогали России, как могли, стать благополучной страной, с которой хочется не только торговать, но и дружить, развивать туризм, путешествовать.

Профессор Университета Восточной Финляндии Ольга Давыдова-Минге
Профессор Университета Восточной Финляндии Ольга Давыдова-Минге

– Всем хотелось, чтобы в Россию можно было ездить если не так же, как в Швецию, но так, как в знакомое и безопасное место. В течение многих лет в Восточной Финляндии готовились к введению безвизового режима с приграничными регионами России, – напоминает Давыдова-Минге.

К тому же российские туристы по-прежнему важны для экономики приграничных регионов, и в нынешних условиях, когда инфляция бьет рекорды, а экономический рост замедлился, любые дополнительные финансовые вливания в приграничную торговлю рассматриваются как благо.

Вместе с тем набирает обороты общественная дискуссия о неоднозначности решения об открытии границы и циничности распространенного в Финляндии "бензинового туризма", когда главной целью пересечения границы становится ближайшая заправка. Это происходит на фоне усиливающегося страха перед Россией и возмущения ее действиями в Украине, которое "абсолютно перевесило соображения важности доброго соседства".

– Многие говорят, что для них поездки в Россию, несмотря на открытие границ, стали невозможными по этическим соображениям, – утверждает эксперт.

Настороженное отношение касается не только пограничных вопросов и угроз, но распространяется далеко за пределы приграничной зоны. МИД Финляндии рекомендует жителям страны отказаться от любых поездок в Россию. "Рекомендация" не является прямым запретом, но финны обычно их придерживаются.

Финка Кертту Матинпуро, которая училась и работала в России восемь лет, уверена, что в нынешней ситуации для многих финнов решение очевидно: не ехать в Россию, даже если это возможно. Они это понимают и без рекомендации МИДа, но рекомендации добавляют уверенности. Сама Кертту разрывается между желанием поехать в Россию и этическим выбором, а также опасениями, связанными с такой поездкой.

– С одной стороны, я бы очень хотела поехать и увидеть друзей и все знакомые места, я очень скучаю по ним и скучаю по России. С другой стороны, неправильно ехать на "каникулы" в страну, которая напала на соседнюю страну и находится в состоянии войны, – рассуждает Матинпуро.

Последний раз она была в России прошлым летом, даже несмотря на ковид, но после вторжения России в Украину сомнения перевешивают желание. Кроме того, Кертту опасается, что проблемы могут возникнуть не у нее самой, а у ее друзей, потому что "связи с иностранцами (особенно если это люди с активной гражданской позицией) не очень приветствуются со стороны российских властей". Имея друзей в России и общаясь с русскоязычными жителями Финляндии, она уверена, что в Финляндии понимают разницу между национальностью и политическими предпочтениями.

– Я не бойкотирую русских, у меня есть четкое представление, что есть много русских, которые выступают против войны, – говорит Кертту.

Это понимает и большинство ее сограждан. Несмотря на то что 85% финнов считают Россию агрессором и осуждают развязанную ей войну с Украиной, опасения, что война отразится на отношении к российским туристам или русскоязычным жителям страны, оказались напрасными. В Финляндии проживает более 80 000 русскоязычных жителей, и к ним прибавилось более 20 000 украинских беженцев, для которых русский зачастую остается языком повседневного общения. Очевидно, что число русскоязычных жителей Финляндии будет расти и дальше, а русский язык будет все меньше ассоциироваться собственно с Россией.

– Русскоязычие уже давно не приравнивается к поддержке российской политики, с одной стороны, с другой – так же, как и везде, выработалась такая манера сосуществования, которая избегает острые моменты с целью сохранить спокойные и мирные отношения. Так что я не думаю, что российские туристы получат какую-то негативную реакцию в Финляндии, – заключает Матинпуро.

XS
SM
MD
LG