Ссылки для упрощенного доступа

"Нет нацизма никакого". Как в Калининграде воюют с литовской культурой


Детский ансамбль "Малунелис"
Детский ансамбль "Малунелис"

В Калининграде продолжают "мстить" соседней Литве за запрет транзита санкционных грузов в регион. Пока под горячую руку попадает культура: закрыли Ассоциацию учителей литовского языка, а участникам сельского фольклорного ансамбля чиновники не разрешили гастролировать с литовскими песнями и танцами. Корреспондент Север.Реалии пообщался с родителями, которые не понимают, за что наказали их детей.

В Калининградской области прекратил работу детский литовский фольклорный коллектив
В Калининградской области прекратил работу детский литовский фольклорный коллектив

27 июня Черняховский городской суд по требованию Минюста закрыл Ассоциацию учителей литовского языка в Калининградской области. Формальной причиной стало несоответствие в документах. Ассоциация работала в регионе с 1995 года и объединяла школьных учителей, руководителей кружков, фольклорных ансамблей. Ее целью были популяризация литовского языка и культуры, а также "укрепление добрососедства между народами России и Литвы".

"Наша земля стала родиной для таких просветителей литовской культуры и письменности, как Мартинас Мажвидас, Кристионас Донелайтис, Людвикас Реза, Фридрихас Куршайтис, Вильгельмас Стороста (Видунас). Неслучайно наш край называют колыбелью литовской культуры. Здесь закладывались основы изучения и исследования литовского языка", – говорится на сайте организации про Калининградскую область.

Впрочем, в "колыбели культуры" наметился курс на борьбу со всем литовским. Мемориальную доску литовскому философу и гуманисту Видунасу, установленную еще в советские годы, власти Советска (приграничного с Литвой города) уже вырвали из стены дома. Причиной, как предполагают жители (хотя власти это прямо не подтверждают), стало недавнее решение Литвы о запрете транзита санкционных грузов в регион.

14 июля в приграничном Немане неизвестные завесили целлофаном памятную доску литовскому писателю, первопечатнику и реформатору Мартинасу Мажвидасу. "Похоже, что неманские власти решили не отставать от властей соседнего города. Правда, памятную доску Мартину Мажвидасу, первопечатнику и писателю, составителю и издателю первой книги на литовском языке, жившему в Рагните, не демонтировали, а только завесили... пока. Опять же, похоже, у Мажвидаса "неправильная" национальность. Что это, некий "акт патриотизьма" или просто глупость? Похоже, что второе", – отмечают пользователи в местном паблике. Тут же в комментариях к посту местные власти сообщили, что им неизвестно, кто завесил доску. Сейчас целлофан с нее убран.

Но пришла очередь и Ассоциации учителей литовского языка. Иск о ликвидации общественной организации подал Минюст по формальным причинам. Долгие годы юридическим адресом организации был Черняховский педагогический колледж. В январе колледж обратился в Минюст, чтобы принудить Ассоциацию сменить адрес. Ассоциация требование не исполнила и должна была на три месяца приостановить работу. Но при этом работать продолжала и размещала на своем сайте информацию, указывается в материалах суда, поэтому ее решено было ликвидировать окончательно.

Глава Ассоциации Алексей Бартникас сообщил Север.Реалии, что оспаривать иск не намерен. Почему организацию решили ликвидировать, он сказать затруднился, но предположил, что причиной могло стать обострение отношений с Литвой. Но его Ассоциация не имела никакого отношения к политике, она занималась методической работой, объединяла учителей литовского языка и проводила культурные и образовательные мероприятия – олимпиады, викторины на знание истории края, экскурсии для детей по региону, фестивали. От дальнейших комментариев Бартникас отказался, сообщив, что опасается негативных для себя последствий.

Глава местной национально-культурной автономии литовцев Альвидас Мулиуолис сообщил, что пока не знает, с чем связано закрытие Ассоциации.

О политическом заказе могут свидетельствовать материалы пропагандистов, появившиеся в сети. Исполнительный директор "Русской общины Калининградской области" Максим Макаров, известный в регионе борец с мифической "германизацией", то есть всем немецким (Калининградская область – часть бывшей Восточной Пруссии, здесь сохранилось немецкое наследие, как архитектурное, так и культурное, и пропагандисты считают, что местные жители слишком им увлечены), в своем блоге обвинил главу Ассоциации учителей литовского языка в пособничестве литовским спецслужбам. Макаров написал, что Бартникас "при прямом финансировании из бюджета Литовской Республики и в её интересах осуществлял очень своеобразную "этнокультурную" деятельность" на территории Калининграда.

Со ссылкой на анонимное сообщение он также пишет, что после российского вторжения в Украину члены Ассоциации якобы получили от литовских дипломатов агитационные листовки, направленные на дискредитацию действий российских военных. Доказательств своих слов Макаров не приводит. Также пропагандист называл Ассоциацию "ЛГБТ-организацией", а еще – "главной структурой спецслужб Литвы на территории Калининградской области".

Алма Январева
Алма Январева

– Статья – бред сумасшедшего. Либо он с головой не дружит, либо какой-то скрытый враг. Вот он говорит, что фестивали проводятся какие-то ЛГБТ-шные. Мне смешно это слышать – я на многих был и ни разу не видел, чтобы какие-то проявления имели место на этих фестивалях. Я был на фестивалях в Калининградской области, в Литве и Польше. Там просто были мероприятия, связанные с народным фольклором, – рассказывает Руслан Январев, муж Алмы Январевой, руководителя детского фольклорного ансамбля "Малунелис" при Доме культуры поселка Добровольск.

– Моя супруга работала в бюджетном учреждении, есть все лицензии на эту работу, она аттестована. Постоянно проводятся сотрудниками ФСБ проверки. Если бы ФСБ что-то выявило противозаконное со стороны Ассоциации в отношении российских граждан, думаю, работа моей супруги была бы давно закрыта. А так как данного факта нет, значит, она работала вполне легитимно. Получается, что Макаров фактически очерняет сотрудников ФСБ, что они не провели свою работу до конца. Макаров выявил данный факт, а сотрудники ФСБ не выявили, – утверждает Январев. – И вот представьте на минуточку, что Ассоциация была бы направлена на расшатывание устоев России. Неужели бы те же спецслужбы Литвы допустили бы, чтобы они пропустили срок регистрации этой общины! Просто глава уже по возрасту своему не уследил этот момент. Хотя если бы он вовремя получил письма из Минюста, то успел бы.

"Завтра ехать, билеты купили"

Калининградская область на востоке граничит с Литвой. Здесь проживает треть всех литовцев России, а это около 20 тысяч человек.

– Если еще взять смешанные семьи, где знают культуру Литвы, говорят на литовском, то живет намного больше, – говорит Январев. – Наша страна многонациональная. Разделять нас по национальному признаку неправильно. Некоторые недальновидные политики позволяют высказывать себе такие вещи. Я считаю, они недостойны своего места.

– У меня мама – чистокровная литовка, у меня все родственники в Литве, мы все общаемся, – говорит жительница Краснознаменска Маргарита Волкова. – Раньше границ не было, бабушка рассказывала, что сюда на лошадях приезжали. Вот и она так приехала, влюбилась и осталась. До Литвы тут рядом – всего 30 км туда, а до того же Советска – 50. Ездим в Литву, гуляем. У меня двойное гражданство. Мы и сейчас ездим. И нет такого, как все это преподносят по телевизору, нет нацизма никакого. Может, где-то и есть. Но у меня вот факты. Тогда откуда ветер-то дует? Все общаемся нормально.

Маргарита Волкова
Маргарита Волкова

В Калининградской области литовцы проводят Дни литовской культуры, фестивали национальной песни. В регионе есть множество фольклорных коллективов. Все они работают при поддержке региональных властей. Члены Ассоциации учителей литовского языка – преподаватели, работающие в школах региона, Домах культуры, детско-юношеских центрах. Почти все они по национальности литовцы. Кто-то преподает язык, кто-то – рукоделие, фольклор.

– Люди пришли, чтобы дать детям возможность изучать культуру. А получается, что мы – какие-то иноагенты, засланные казачки. Да близко такого не было! Я не раз общалась с другими учителями, членами Ассоциации, мы бывали в совместных поездках. Алексей Бартникас – замечательный человек, абсолютно открытый, – рассказывает учительница литовского языка одной из сельских школ. Она просит не называть свое имя и, как и Бартникас, опасается неких последствий: "Ну, уволить могут, работы не будет".

Детский ансамбль "Малунелис" (с литовского языка переводится как "мельничка") из далекого сельского Дома культуры стал одной из первых жертв неприязни к соседям. Ансамбль существовал почти десять лет в поселке Добровольск, в 150 км от Калининграда. Его участники – 28 детей со всего Краснознаменского района. Но теперь ансамбля нет.

Решение о закрытии приняла его художественный руководитель Алма Январева. В ансамбле Алма учила детей национальным литовским танцам и песням, возила на гастроли. Вместе с ней воспитанники объехали всю Европу, часто бывали в городах России. Ансамбль ждали на всех национальных фестивалях в регионе, а видео выступлений с гордостью выкладывали и местные чиновники.

22 июня "Малунелис" собирался в Чебоксары на всероссийский фестиваль, который курировал Государственный Российский дом народного творчества им. В.Д. Поленова. Участники подготовили программу, а министерство культуры и туризма региона купило всем авиабилеты.

Артисты буквально сидели на чемоданах, но 17 июня чиновники сообщили: скорее всего, поездка не состоится. В качестве неофициальной причины назывался запрет грузового транзита санкционных товаров со стороны Литвы, который для российских властей стал неожиданностью (хотя о введении очередного пакета санкций против России было известно еще весной). Вечером в пятницу, 17 июня, с заявлением о закрытии транзита с 18 июня выступил губернатор Антон Алиханов.

– Мы так готовились к этому фестивалю. Вот завтра ехать, билеты купили. Это был всероссийский фольклорный фестиваль, по телевизору показали. Это Чебоксары, авиаперелет. При чем тут Литва? Мы стали писать в телеграм-канал Алиханову – ничего, ни ответа, ни привета. Писали и на сайт администрации Краснознаменского района. Глухая тишина, стенка, – вспоминает Елена Пестрякова, мама 14-летней Полины, участницы ансамбля.

Елена Пестрякова
Елена Пестрякова

Позже в ансамбль пришел ответ от Министерства образования, в котором министр сообщила, что считает "нецелесообразным выезд данного ансамбля в связи с тем, что он не был запланирован", говорят родители.

– Моя супруга – работник Министерства образования. Но фестиваль проводился по линии Минкульта, который купил всем билеты. Как это не запланирован? Получается, у министерств нет взаимодействия или как? В общем, основание очень хлипкое и непонятное, – считает Январев. – Реально все были в шоке. Супруга отзвонилась куратору в Чувашию, и та была в шоке. Я три ночи подряд Алму откачивал, у нее был нервный срыв, скачки давления. Ночью я просыпался от того, что она просто задыхалась. Она отказалась давать вам интервью, потому что боится за свое здоровье. Еще одного такого стресса она не переживет.

Для Алмы, которая отдала ансамблю девять лет своей жизни и неоднократно имела недопонимание с местными чиновниками, это стало последней каплей. Она приняла решение распустить ансамбль, оставила работу в местном ДК и уехала на родину в Литву.

"Некоторых товарищей жаба гложет "

Как сообщили Север.Реалии в пресс-службе регионального Министерства образования, в ведомство обратились родители участников ансамбля с вопросом, безопасно ли сейчас детям выезжать из региона. И в Минобре дали рекомендацию не ехать.

– Учреждение подчиняется Министерству культуры. Но в Министерство образования было обращение от родителей этого ансамбля. И мы ответили, что мы не рекомендуем ехать из-за сложной ситуации, – отметили в пресс-службе.

По словам родителей, им неизвестно, кто мог обращаться в министерство. И как связаны грузовой транзит и пассажирские авиаперелеты в другой российский регион, чиновники так и не объяснили.

– Нам позвонили 17 июня, и только вечером я узнала, когда увидела ролик Алиханова, что могло стать причиной отмены поездки. Для меня это тоже было шоком. Как объяснили в Минкульте, это связано с опасностью для детей, ведь никто не знал, что будет дальше. Ведь речь идет о Литве. А тут литовский язык, вы же понимаете… До сих пор распоряжения, почему отменили поездку, у нас нет, – рассказала глава отдела культуры Краснознаменской администрации Елена Мальковская.

Публикации про калининградский ансамбль в литовской прессе
Публикации про калининградский ансамбль в литовской прессе

Север.Реалии отправил запрос в региональный Минкульт с просьбой объяснить, с чем была связана отмена гастролей детского коллектива и ожидаются ли срывы поездок и у других коллективов – в регионе есть множество фольклорных ансамблей, где дети поют на литовском, польском, немецком языках. Ответа пока нет.

Родители детей из "Малунелис" подозревают политические причины отмены поездки.

– У ансамбля были очень хорошие перспективы. А отношение – вот так по рукам надавали. Мы приезжали, всегда нас встречали, столы накрывали, консул встречал. Слов нет! Нас приглашали везде, мы участвовали в конкурсах, фестивалях, никто нас не угнетал, – возмущается Елена Пестрякова. – У меня одна версия: политическая ситуация. Моя дочь занимается с шести лет. Сейчас ей четырнадцать. Когда ансамбль закрылся, это была просто катастрофа. Мы плакали, я ей объяснить не могу ничего. Она у меня девочка взрослая, современная, но политику я так не смогла ей объяснить. Раз уж в Советске сняли даже табличку философу, что уж ждать.

– Мы же ездили не только в Литву. Международная деятельность расширялась, мы могли поехать вообще черт- те куда. Нас приглашали в Ватикан! Мы пели, танцевали. Наслаждались жизнью. И что получилось? Дети плачут, район потерял ансамбль, – говорит еще одна мама участницы ансамбля. – У меня у дочки целая папка благодарностей.

Катя Волкова
Катя Волкова

– Наши дети до сих пор не верят, что ансамбля больше нет. Моей дочери Кате 15-й год, и она тоже с восьми лет занималась. До этого у нее в садике Алма Альбиновна вела рисование, лепку. Прекрасный преподаватель, мы за ней и пришли в ансамбль, – рассказывает Маргарита Волкова.

По словам Руслана Январева, причиной отмены поездки могла стать и зависть к успешному проекту его супруги. А обострение отношений с Литвой лишь стало удачным совпадением.

– Я думаю, некоторых товарищей просто жаба гложет. Как это: литовский фольклор, а не какой-то другой, поедет защищать честь Калининградской области. Ведь могли послать кого угодно. А тут просто зацепка политическая – "Литва недружественная, а мы посылаем". Это мог быть кто-то, кто стоит у власти в Краснознаменском округе. Это мог быть просто частный случай, зависть. Напрямую я говорить не буду, подтверждений у меня нет, – говорит Январев.

Что бы ни было причиной, Краснознаменский район лишился успешного детского проекта. Здесь не так много кружков для детей, а точнее, их почти нет, говорят родители. По их словам, с негативным отношением в Литве их дети никогда не встречались.

Что будет дальше с литовской культурой в регионе, неизвестно. Побороться, впрочем, еще есть с чем: в поселке Чистые пруды работает музей литовского поэта Кристионаса Донелайтиса, рядом в лютеранской кирхе, где он служил, покоятся его останки. В Калининграде есть общество Литовской культуры имени поэта Людвикаса Резы. Хотя, возможно, дальнейшего обострения удастся избежать: на днях Литва смягчила условия запрета транзита санкционных грузов. Грузы, следующие по железной дороге в Калининград, теперь пропускать будут. Но запрет автомобильного транзита остался.

XS
SM
MD
LG