Ссылки для упрощенного доступа

"Опять мальчики где-то гибнут". СПбГУ за и против войны


Российские солдаты в Крыму
Российские солдаты в Крыму

Студенты и сотрудники Санкт-Петербургского государственного университета выступили с двумя открытыми письмами – за и против спецоперации в Украине. Письмо за подписали более 700 человек, письмо против – около 2,5 тысячи. Некоторые из подписавших эти письма рассказали о своих мотивах корреспонденту Север.Реалии.

"Мы считаем морально неприемлемым оставаться в стороне и отмалчиваться, когда в соседнем государстве умирают люди. Умирают по вине тех, кто предпочёл оружие мирной дипломатии", – говорится в обращении к Путину выпускников, студентов, аспирантов и сотрудников СПбГУ. В нем осуждается и запрет на употребление самого слова "война": "Специальная военная операция" – это война. Проведение "специальной военной операции" – это акт агрессии", – написано в письме.

Авторы обращения называют военную агрессию абсолютным злом, которая "противоречит культуре и ценностям граждан Российской Федерации, наученных горьким опытом Великой Отечественной войны, наследием российской художественной культуры, носящей антивоенный характер". По их мнению, военная операция в Украине противоречит также Конституции РФ, Военной доктрине РФ, Концепции внешней политики РФ, Стратегии национальной безопасности РФ и основным положениям международного гуманитарного права.

Письмо призывает студентов и преподавателей СПбГУ объединяться и выступать против ведения Россией военных действия в Украине, а президента Путина – "вывести войска с территории Украины, прекратить бомбардировки украинских городов и начать честный переговорный процесс – без ультиматумов и требований капитуляции для второй стороны".

Инициатива выступить с этим письмом принадлежит выпускнице Высшей школы менеджмента Петербургского университета Марине Рудневой.

– В пятницу я думала, что я могу сделать, – рассказывает Руднева. – Я подумала, что у меня есть статус выпускницы университета, и я спросила в чате выпускников ВШМ СПбГУ, можем ли мы сделать такое обращение. Идея получила большую поддержку, мы ушли в отдельный чат для обсуждения, что и как мы можем опубликовать. К этому моменту уже появились письма от студентов и выпускников МФТИ против войны, от МГУ, от экономистов, и тут к нам присоединился наш товарищ, учившийся и на факультете международных отношений, и в ВШМ, с его помощью мы скоординировались с выпускниками факультета международных отношений, у которых уже был заготовлен текст – очень грамотный, со ссылками на все документы, которые там упоминаются. Мы еще долго работали над письмом, а я даже взяла больничный на работе, потому что из-за стресса не могла толком функционировать. Я поняла, что кто-то должен это сделать, и если у меня сейчас есть время и возможности, я сделаю.

Подписала письмо и выпускница СПбГУ Ольга (имя изменено. – СР). По ее словам, ей было невыносимо смотреть на происходящее, а еще хотелось поддержать честь родного университета.

– Я считаю, что, какие бы ни были разногласия между странами, надо договариваться, хоть это тяжело и не всегда приятно, – объясняет она. – Я помню свою молодость, своих одноклассников, которые уходили в Афганистан, потом я помню Чечню – и вот, опять все сначала, мальчики где-то гибнут, и наши, и украинские. Я думаю об украинском мальчике, сыне моей подруги, с которым моя дочь играла в детстве, о том, что просто невыносимо смотреть, как очередное поколение русских и украинских мальчиков будет убито или покалечено – поколение моей дочери и ее друзей.

Илья подписал письмо, потому что считает, что сейчас, когда в России разбито гражданское общество и почти все средства коммуникации, кроме официальных, людям очень важно увидеть, что они не одни, что они видимы, что их много – это придаст им силы и уверенности в себе.

– Но это на личном уровне, а на институциональном уровне наш университет боится огласки, боится освещения в СМИ – и с этой точки зрения наше письмо тоже важно, – поясняет он. – То, что делает Россия, – это война, это агрессия, тут не может быть никакого двойного прочтения. Агрессор старается найти какие-то выдуманные исторические, экономические, военно-политические оправдания, но все это неправда, на самом деле никаких оснований для агрессии нет.

Письмо было подготовлено к вечеру 2 марта, основная волна подписей пошла в следующие дни. Мария Руднева сожалеет, что это письмо не попало в основную волну публикаций в СМИ, и даже удивляется, что подписей так много, ведь все они собирались по друзьям и знакомым через сеть.

– Мне было очень приятно собирать и даже читать имена подписавшихся, ведь подписались и студенты, которые сейчас там учатся, и работающие преподаватели, включая пожилых. Очень трудным было решение скрыть подписи – после того как десятка два студентов, боявшихся отчисления, попросили убрать их из списка. Люди писали очень сердечные письма – что не хотят отказываться от своей позиции, но у кого-то маленькие дети, у кого-то еще какие-то страхи.

Все скрытые подписи есть у Марии Рудневой, доступ к списку для всех, кроме нее, закрыт.

Вскоре появилось другое, официальное письмо сотрудников СПбГУ в поддержку военных действий в Украине.

– Они увидели, что от университета есть только одно обращение – против, и решили быстро исправить ситуацию. Там очень интересные вещи происходили с подписями, я знаю, что первоначально в список был включен человек, который несколько лет назад умер, но потом это заметили, и запись была удалена. И вообще там много забавного – все университетское автохозяйство подписалось, все водители, мать студента, непоступивший студент, а еще кто-то их троллил, отправив подпись от лица сербского студента Грубана Малича – это карикатурный литературный персонаж, военный преступник. У нас тоже были шутники, особенно в первый день, кто-то Владимира Владимировича вписал, кто-то оскорбительные подписи внедрял – но я это все отслеживала, – рассказывает Руднева.

Ей и ее единомышленникам тяжело смотреть на подписи в письме за войну и видеть в нем имена знакомых преподавателей.

Открытое письмо в поддержку "спецоперации" в Украине представляет собой обращение к президенту Путину как к выпускнику университета. "Мы понимаем, какое непростое и судьбоносное решение Вы должны были принять, и всецело одобряем его, осознавая, что другого выбора у Вас уже не оставалось", – написали авторы письма. Они осуждают "пацифистов", которые, по их мнению, много лет не замечали войны в Донбассе, а также "голоса "за мир" и против Правительства". Российское правительство и российская армия "не выступают против братского украинского народа, а защищают не только национальную безопасность России, но и безопасность всего мира", – говорится в этом письме. Заканчивается оно выражением поддержки политики Путина, "направленной на демилитаризацию и денацификацию Украины, установление мира и восстановление дружественных отношений между братскими народами Украины и России".

Подписи на своей странице "ВКонтакте" собирала профессор
Института "Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций" (факультет журналистики) СПбГУ Людмила Громова. На просьбу рассказать, с какой целью составлялось это обращение, она не ответила. "Дорогие коллеги и друзья! Предлагаю подписать письмо поддержки нашему Президенту. Уверена, что нас, единомышленников, много!" – написала Людмила Громова 3 марта, давая старт сбору подписей. Через три дня, 6 марта, последовал второй пост, в котором выражается удовлетворение результатом: "Искренне рада, что наше открытое письмо нашло такой широкий отклик".

Многие другие сотрудники СПбГУ, подписавшие письмо за войну, к которым обращался корреспондент Север.Реалии, отказались от комментариев. Профессор факультета международных отношений Александр Сергунин, чья подпись стоит под номером 558, был предельно лаконичен.

– Это такая сложная проблема, которую не опишешь в двух словах, и своего мнения по этому поводу не выразишь, – говорит Сергунин. – Но если я подписал это письмо, значит, я его поддерживаю.

XS
SM
MD
LG